Календарное планирование учителя-логопеда. Старшая группа
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Ковалева Анна Васильевна

Календароне планирование учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_novyy.docx93.88 КБ

Предварительный просмотр:

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 11 недель

Месяц

Дата

Тема занятия

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Развитие лексики

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Развитие просодической стороны речи

Работа над слоговой структурой слова

1-2 недели – обследование детей

с 18.09.по 22.09

1.Фрукты. Сад

1. Знакомство с органами артикуляции. «Сказка о веселом язычке». Знакомство с неречевыми звуками.

Формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.

Воспитывать умения слушать друг друга.

1.Развитие общего внимания и понимания речи. - Обогащение предметного словаря.Фрукты, яблоко, груша,  банан, лимон, слива, апельсин и др.-Активизация глагольного словаря.Созревать, варить, резать, мыть, чистить, складывать, есть, брать, собирать, убирать.- Обогащение словаря признаков.Сладкое, кислое, вкусное, сочное, жёлтое, красное, зелёное, большое, маленькое, круглое, овальное.-Активизация словаря наречий.Вкусно, много.

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Яблоко – яблоки, груша – груши, слива – сливы.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Яблоко – яблочко, вишня – вишенка.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Мама – варит, готовит, режет, чистит.

Дети – собирают, едят, помогают.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Спелое яблоко, зеленая груша, сладкий компот, маленькие вишни.

- Употребление простых предлогов.

Яблоко висит на дереве.

Груша лежит в траве.

Ребята пошли за сладкими абрикосами.

- Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Яблоко – большое, красное, круглое, сладкое.

Совершенствовать навыки речевого дыхания: увеличение длительности речевого выдоха. Развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность

Совершенствование умения различать длинные и короткие слова.

2.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов близких по звуковому составу) Формировать восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений. Познакомить с понятие «слово».

2.Развитие общего внимания и понимания речи.  Обогащение предметного словаря.Фрукты, яблоко, груша,  банан, лимон, слива, апельсин и др      Активизация глагольного словаря.Созревать, варить, резать, мыть, чистить, складывать, есть, брать, собирать, убирать. Обогащение словаря признаков.Сладкое, кислое, вкусное, сочное, жёлтое, красное, зелёное, большое, маленькое, круглое, овальное.- Активизация словаря наречий

                               с 25.09.по 29.09

2.«Вкусные дары осени.»

3.Звук А Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука

3.Формирование понятий о действии и предмете. Обогащение предметного словаря.Овощи, помидор, огурец, репа,  лук, морковь, картофель, капуста.Активизация глагольного словаря.Зреть, убирать, расти, мыть, чистить, резать, готовить, складывать, жарить, варить,  Обогащение словаря признаков.Красивая, вкусная, сочный, оранжевый, красный, зелёный, желтая, большая, маленькая, круглый, овальный, длинный, сладкая, горький, мягкий, твердый, чистый, грязный. - Активизация словаря наречий.  Вкусно, много.

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Огурец – огурцы, помидор – помидоры, овощ – овощи.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Мама – моет, стряпает, режет, чистит.

Дети – едят, помогают, говорят «спасибо».

- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Спелый помидор, большая капуста, жареный кабачок, маленькие огурчики.

- Употребление простых предлогов.

Капуста растет на грядке.

Огурчик сложили в банку.

Картошку посадили за забором.

Тыква закатилась под стол.

- Согласование сущ. с числительными в падеже в составе словосочетаний.

 - Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Огурец - маленький, соленый, овальный, зеленый.

- Обучать самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке

Совершенствовать навыки речевого дыхания: увеличение длительности речевого выдоха. Развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию  нарушенных звуков .

Разучить комплексы артикуляционной гимнастики

Совершенствование умения различать длинные и короткие слова.

Дать понятие «слог».

4. Звук [А]

Продолжить знакомство  со звуком [А] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».

Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах,  словах

4. Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? Что? Что делает?)Обогащение предметного словаря.Овощи, помидор, огурец, репа,  лук, морковь, картофель, капуста.- Активизация глагольного словаря.Зреть, убирать, расти, мыть, чистить, резать, готовить, складывать, жарить, варить, - Обогащение словаря признаков.Красивая, вкусная, сочный, оранжевый, красный, зелёный, желтая, большая, маленькая, круглый, овальный, длинный, сладкая, горький, мягкий, твердый, чистый, грязный. - Активизация словаря наречий.Вкусно, много.

с 02.10 по 06.10

3.«Лес точно терем расписной…»

5. Звук [У]

Познакомить со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».

Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах,  словах

5. Имена собственные и их уменьшительные формы.        - Обогащение предметного словаря.

Деревья, берёза, рябина, дуб, клён, липа, ель, ствол, ветки, листья, корни.

- Активизация глагольного словаря.

Расти, цвести, желтеть, краснеть, лететь, опадать.

- Обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, тонкий, толстый, высокий, низкий, красивый, зелёный, желтый, красный, сухой.

- Активизация словаря наречий.

Высоко*Обогащение предметного словаря.

Лес, поляна, гриб, ягода, шляпка, ножка, боровик (белый гриб), лисичка, опенок, сыроежка, поганка, мухомор, земляника, малина, черника, клубника, смородина, корзина, компот, варенье, сок, суп.

- Активизация глагольного словаря.

Расти, искать, собирать, срывать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, есть.

- Обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, высокий, низкий, съедобный, ядовитый,, низко.

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Дуб - дубы, берёза – берёзы и т.д.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Дуб – дубочек, берёза – берёзонька, рябина – рябинка, дерево – деревце.

- Согласование существительных с местоимениями в роде, числе.

Моё дерево, моя берёза, мой дуб, мои ветки.

- Образование притяжательных прилагательных «березовый», «еловая», «дубовый»,

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Большое дерево, желтый берёзовый лист, зеленая еловая ветка и т.д.

-Употребление простых предлогов.

Листья растут на дереве. Образование существительных множественного числа от единственного.

Гриб - грибы, подосиновик - подосиновики и т.д.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Опенок – опеночек, малина – малинка.

-Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Мама – готовит, чистит, варит, моет.

Дети – собирают, едят, помогают.

 - Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Съедобный гриб, толстая ножка,

-Выделение общих и отличительных признаков елки, берёзы, дуба --Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Подберезовик большой, коричневый. Шляпка круглая.

Совершенствовать навыки речевого дыхания: увеличение длительности речевого выдоха. Развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию  нарушенных звуков .

Разучить комплексы артикуляционной гимнастики

Совершенствование умения различать длинные и короткие слова. Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации.

6. Звук [У]

Продолжить знакомство со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».

Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах,  словах

6. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения.                       - Обогащение предметного словаря.

Деревья, берёза, рябина, дуб, клён, липа, ель, ствол, ветки, листья, корни.

- Активизация глагольного словаря.

Расти, цвести, желтеть, краснеть, лететь, опадать.

- Обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, тонкий, толстый, высокий, низкий, красивый, зелёный, желтый, красный, сухой.

- Активизация словаря наречий.

Высоко*Обогащение предметного словаря.

Лес, поляна, гриб, ягода, шляпка, ножка, боровик (белый гриб), лисичка, опенок, сыроежка, поганка, мухомор, земляника, малина, черника, клубника, смородина, корзина, компот, варенье, сок, суп.

- Активизация глагольного словаря.

Расти, искать, собирать, срывать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, есть.

- Обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, высокий, низкий, съедобный, ядовитый,, низко.

                                С 09.10 по 13.10

4. Проект «Волшебница осень. Осень, изменения в природе.

7. Звуки А-У

Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

7.Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.           - Обогащение предметного словаря.

Время года, осень, дождь, ливень, погода, урожай, осенние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь, солнце, ветер плащ, зонт, лужи.

- Активизация глагольного словаря.

Лить, моросить, собирать, поспевать, наступать, падать, исчезать, светить, дуть, растет, желтеют, краснеют, срывать.

- Обогащение словаря признаков.

Холодный, пасмурный, дождливый, спелый, тёплый, золотой, красные, жёлтые, зелёные, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие.

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Лист – листья, гриб – грибы,

 ягода – ягоды.

- Согласование прилагательного с существительным в числе.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Гриб – грибок, лист – листок,

дождь – дождик.

-Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Падает – падают, Шелестит – шелестят.

- Согласование существительных с местоимениями в роде, числе.

Мой листок, моя шапочка.

- Практическое употребление предлогов на, у, за, под в составе простого предложения.

- Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

На картине осень, потому что на ней есть грибы.

- Формирование распространенного предложения.

Совершенство-вать навыки речевого дыхания: увеличение длительности речевого выдоха. Развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Подготовка артикуляционного аппарата к  постановке свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование умения различать длинные и короткие слова. Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации.

8. Звуки А-У

Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

Учить выделять ударный гласный звук в начале слова.

8. Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.           - Обогащение предметного словаря.

Время года, осень, дождь, ливень, погода, урожай, осенние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь, солнце, ветер плащ, зонт, лужи.

- Активизация глагольного словаря.

Лить, моросить, собирать, поспевать, наступать, падать, исчезать, светить, дуть, растет, желтеют, краснеют, срывать.

- Обогащение словаря признаков.

Холодный, пасмурный, дождливый, спелый, тёплый, золотой, красные, жёлтые, зелёные, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие.

-Активизация и обогащение словаря наречий.

Холодно, тепло, солнечно, прохладно, пасмурно.

С 16.10 по 20.10

5.«Одежда, обувь»

9.Звук [И]

Познакомить со звуком [И] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

Выделять звук из ряда других звуков. Учить выделять ударный гласный звук в начале слова.

9.Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени Активизация и обогащение предметного словаря.

Одежда, платье, рубашка, брюки, шорты, колготки, юбка, пальто, шапка, шарф, шуба, куртка, трусы, майка, носки, варежки, кофта и её детали. Туфли, сапоги, валенки, тапки, ботинки, калоши, сандалии

- Активизация глагольного словаря.

Надевать, застегивать, расстегивать, снимать, вешать, стирать, гладить, зашивать, утюжить, примерять.

- Активизация словаря признаков.

Большая, маленькая, детская, взрослая, теплая, нарядная, цветная (красная, синяя, желтая, оранжевая, зеленая, черный, белый, розовое, серое

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Платье – платья, юбка – юбки, пиджак – пиджаки. . Ботинок – ботинки, тапок- тапочки, сапог – сапоги, туфель – туфли и т.д.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Рубашка – рубашечка, куртка – курточка, брюки – брючки, носки – носочки

Сапог – сапожок, ботинки – ботиночки, тапок – тапочек.

-Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Мама – застегивает, надевает, выбирает, примеряет, снимает.

Дети – застегивают, надевают, выбирают, примеряют, снимают.

Согласование существительных с местоимениями в роде, числе.

Моя куртка, мое платье, мой шарф, мои колготки, мои туфли

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Теплая кофта, нарядное платье, длинная юбка, зеленый шарф, строгий костюм, отглаженные брюки.

- Употребление простых предлогов.

Рубашка в шкафу.

Платье на вешалке.

- Закрепление навыка построение простого распространенного предложения путем перечисления различной одежды. Что ты наденешь летом (зимой)?

- Выделение общих и отличительных признаков двух предметов.

- Составление простого предложения с опорой на сюжетную картинку.

- Обучение самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке

Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию  нарушенных звуков .

Разучить комплексы артикуляционной гимнастики.

Совершенствование навыка слогового анализа слов

10. Звуки [А]-[У]-[И]

Определение в словах последнего гласного звука Анализ звукосочетаний ау, уа, иу, иа. Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук

10. Согласование существительного и глагола в числе.Активизация и обогащение предметного словаря.

Одежда, платье, рубашка, брюки, шорты, колготки, юбка, пальто, шапка, шарф, шуба, куртка, трусы, майка, носки, варежки, кофта и её детали. Туфли, сапоги, валенки, тапки, ботинки, калоши, сандалии

- Активизация глагольного словаря.

Надевать, застегивать, расстегивать, снимать, вешать, стирать, гладить, зашивать, утюжить, примерять.

- Активизация словаря признаков.

Большая, маленькая, детская, взрослая, теплая, нарядная, цветная (красная, синяя, желтая, оранжевая, зеленая, черный, белый, розовое, серое, голубое), красивая, удобная, лёгкая, нарядная, праздничная.

Октябрь

с 23.10 по 28.10

6.«Наши добрые дела»

11. Звуки [А], [У], [И]

Учить четко произносить звуки «А,У, И».

Выделение ударных и безударных звуков «А,  У, И».

Развитие слухового внимания.

Дифференциация звуков «А» «У» И

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах,  словах.

Развивать умения  выделять ударный гласный звук в начале слова.

11. Составление трехсловных предложений. Понятие «слово», «предложение.»- Активизация и обогащение предметного словаря.

Помощники, родители, старики, поступки, вежливые слова, малыши

- Активизация глагольного словаря.

Помогать, уважать, защищать

- Активизация словаря признаков.

Большая, маленькая, детская, взрослая, теплая

- Активизация и обобщение  наречий: красиво, вежливо, хорошо

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Поступок- поступки, дело-дела, старик- старики, ребенок- дети, помощник- помощники

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

-Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Я  помогаю, убираю, мою.

Дети  помогают, убирают, поют, вытирают, несут

Согласование существительных с местоимениями в роде, числе.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

- Закрепление навыка построение простого распространенного предложения путем перечисления различных добрых дел и поступков. - Выделение общих и отличительных признаков двух предметов.

- Составление простого предложения с опорой на сюжетную картинку.

- Обучение самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование умения различать длинные и короткие слова. Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации.

12. Звук О Познакомить со звуком [о] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

Выделять звук из ряда других звуков. Учить выделять ударный гласный звук в начале слова.

12. Составление трехсловных предложений. Понятие «слово», «предложение.», «действие». . Активизация и обогащение предметного словаря.

Помощники, родители, старики, поступки, вежливые слова, малыши

- Активизация глагольного словаря.

Помогать, уважать, защищать

- Активизация словаря признаков.

Большая, маленькая, детская, взрослая, теплая

- Активизация и обобщение  наречий: красиво, вежливо, хорошо

Ноябрь

с 30.10 по 03.11

7. «Моя страна. Юный гражданин.»

13. . Звук О Познакомить со звуком [о] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

Выделять звук из ряда других звуков. Учить выделять ударный гласный звук в начале слова.

 -  Обогащение предметного словаря.

Город, Москва, Страна Россия, родной горд Россошь, река, улица, парк, цирк, зоопарк, библиотека, метро, школа, кинотеатр, вокзал, церковь, дом, детский сад, магазин, больница, аптека.

- Обогащение словаря признаков.

Красивый, интересный,родной, чистый, тихий, шумный, нарядный, детский.

- Активизация глагольного словаря

Жить, работать, ходить, выступать, любоваться, учиться, строить, любить, беречь, расти.

- Красиво, бережно.

- Обучать детей ответам на вопросы полным предложением.

- Формирование навыков диалогической речи

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

-Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Согласование существительных с местоимениями в роде, числе.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Обучение употребление предлогов в, на в составе предложения.

- Согласование прилагательного с существительными в роде.

-Образование существительных множественного числа от единственного.

Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование слоговой структуры слов (двусложные слова из закрытых слогов).

14. Звуки [О]- [У] Учить четко произносить звуки «О, У».

Выделение ударных и безударных звуков «О, У».

Ноябрь

с 06.11 по 10.11

8. «Животный мир»

15. Звуки [О]- [У]

Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Развивать слуховое  внимание и слуховую память

 

-Активизация предметного словаря.

Заяц, волк, лиса, медведь, еж, белка, их детёныши, части тела: лапы, когти, иголки, хвост, голова, уши и др.; питание: малина, мёд, орехи, грибы, кора.

-Активизация глагольного словаря.

Воет, рычит, пищит, лазает, сидит, бегает, прыгает, спит, ест, ловит, собирает.

-Активизация и обогащение словаря признаков:

Маленький, серый, рыжая, хитрая, пушистая злой, колючий, голодный, лохматый, длинные, короткий

- Образование существительных множественного и единственного числа.

Заяц – зайцы, белка – белки.

- Практическое употребление предлогов в составе предложения.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Лиса – лисичка, медведь – мишка, заяц – зайчишка.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Заяц – прыгает, скачет, играет.

Зайцы – прыгают, скачут, играют.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Хитрая лиса, трусливые зайчики, косолапый медведь, серые волки.

Использование в самостоятельной речи простого распространенного предложения.

-Составление простых предложений с предлогом в.

-Формирование простого описательного рассказа по схеме.

Кто это?

Его размер, окраска.

Где он живет?

-Договаривание фраз при рассказывании педагогом знакомых сказок по теме.

Дословный пересказ небольшого рассказа (с помощью педагога

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

16.  Звуки [А]- [У]- [О]- [И]

Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков (АУО, ИОУ, УОИ)

Ноябрь

с 13.11 по 17.11

9.«Крылатые соседи»

17. Звук Ы

Познакомить со звуком [Ы] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

- Активизация предметного словаря.

Петух, курица, гусь, утка, индюк и их птенцы., вороны, голуби, воробьи, ласточки

- Активизация глагольного словаря.

Клюют, ходят, пьют, дерутся, едят, сидят, пищат, квохчет, кукарекает, крякает, гогочет.

-Обогащение словаря признаков.

Красивые, разноцветные, белые, желтые, пушистые, быстрые, большие, маленькие, голодные, сытые.

-Активизация словаря наречий.Быстро, легко, медленно.

-Образование существительных множественного числа от единственного.

Индюк – индюки, гусь – гуси, петух – петухи., воробей-воробьи,  голубь-голуби.

- Обучение образованию глаголов от звукоподражаний.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Цыпленок – цыпленочек,

Курица – курочка, утка – уточка, воробей-воробушек,

 - Согласование существительных с глаголами в числе в составе простого предложения.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Курица – клюет, бегает, ищет.

Цыплята – клюют, бегают, ищут.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Пушистый цыпленок. сердитый гусь, смелый петушок.

- Формирование описательного рассказа по схеме.

Ее размер, окраска.

Где живет, что ест?

- Составление простого предложения с предлогами на, за, под.

- Заучивание народных потешек по теме.

- Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха

Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование слоговой структуры слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом).

18.  Звуки [Ы]- [И] Учить четко произносить звуки «Ы, И».

Выделение ударных и безударных звуков «Ы И».

Закрепить звуки в слогах, словах, предложениях.

Учить давать сравнительную характеристику звукам,

Ноябрь

с 20.11 по 24.11

10. Проект «Моя семья»

10. Звук [М]

Познакомить со звуком [М] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

Закрепить понятия «слово», «согласный звук»

- Обогащение и активизация словаря.

Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочка, семья, внучка.

- Обогащение словаря признаков.

Милая, добрая, хорошая, строгая, внимательная, заботливая, весёлый, послушный, непослушный, ласковая, сильный, старший, младший, маленький, старый, молодая.

- Активизация глагольного словаря.

Стирает, гладит, готовит, работает, моет, чистит, читает, играет, смотрит, заботится, поздравлять, дарить, любить, помогать

 - Образование существительных множественного числа от единственного.

Брат – братья, бабушка – бабушки, мама – мамы.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Дедушка – дедуля, сестра – сестричка, папа – папочка.

- Практическое употребление формы родительного падежа единственного числа существительных.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Папа – спит, убирает, чинит.

Дети – спят, убирают, чинят.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Любимая мамочка, дружная семья, строгий папа, добрый дедушка.

- Закрепление навыка построения простого предложения по предъявляемым картинкам.

Мама готовит ужин.

Братик делает уроки.

- Употребление простого предложения, распространенного однородными подлежащими.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности

Ноябрь

с 27.11 по 01.12

11. Удивительный предметный мир

11. Звук [М] Выделять звук из ряда других звуков.

Закрепить понятия «слово», «согласный звук».

Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). Чтение слогов.

Активизация предметного словаря.

Миксер, микроволновая печь, пылесос, блендер, кухонный комбайн, утюг, фен, стиральная машина.

 Активизация глагольного словаря.

Работает, помогает, собирает, готовит, греет, моет, стирает.

Активизация словаря признаков.

Быстрый ,умелый, сильный, легкий, добрая, заботливая.

 Активизация словаря наречий трудно, легко.

Образование существительных в разных падежах: родительный падеж множественного числа. («Один - много»

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа

-Согласование существительных с прилагательными в роде и числе

Составление рассказа из простых распространенных предложений (Составление рассказа-описания по плану.

Составление рассказа по набору слов.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Итого: 22  занятия по развитию лексико-грамматических категорий

11- занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль) – 11 недель (каникулы с 28.12-11.01)

Месяц

Дата

Тема занятия

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Развитие лексики

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Развитие просодической стороны речи

Работа над слоговой структурой слова

Декабрь

с 04.12. по 08.12.

1.Проект «Я – человек»

1.Звук [В]

Познакомить со звуком [В] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Развивать слуховое  внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога).Развивать фонематические

процессы.

Обогащение и активизация словаря.

Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочка, семья, внучка.

 Обогащение словаря признаков.

Милая, добрая, хорошая, строгая, внимательная, заботливая, весёлый, послушный, непослушный, ласковая, сильный, старший, младший, маленький, старый, молодая.

Активизация глагольного словаря.

Стирает, гладит, готовит, работает, моет, чистит, читает, играет, смотрит, заботится, поздравлять, дарить, любить, помогать

Образование существительных в разных падежах: родительный падеж множественного числа. «Один - много»

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа

-Согласование существительных с прилагательными в роде и числе

Составление рассказа о своей семье по плану. Составление описательного рассказа о человеке по плану

Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование слоговой структуры слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом).

Декабрь

с 11.12. по 15.12

2. Зимушка-зима.

2. Звук [В]

Познакомить со звуком [В] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Развивать слуховое  внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога).Развивать фонематические

процессы.

Обогащение предметного словаря.

Время года, зима, снег, мороз, снегопад, снежинка, снеговик,  лёд, погода, санки, коньки, лыжи.

-Активизация глагольного словаря.

Идет, падает, кружится, покрывает, замерзает, превращается.

-Обогащение словаря признаков.

Холодный, пушистый, скользкий, твердый, белый, рыхлый, рассыпчатый.

-Активизация словаря наречий.

Холодно, быстро, высоко

-Образование сложного слова «снегопад».

-Образование существительных множественного числа от единственного.

Снежинка – снежинки,

Комок – комки, шапка – шапки.

-Употребление предлогов на, около, за, под в составе простого предложения.

-Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Снеговик – снеговичок, мороз – морозец, санки – саночки.

-Склонение слова «снег» по падежам.

-Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.Рыхлый снег, белая снежинка, холодное мороженое, быстрые лыжи.

-Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что. На картинке зима, потому что на ней есть снег, санки и т.д.

-Формирование простого распространенного предложения.

Дети надевают шубу, валенки, шапку, варежки и т.д.

Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование слоговой структуры слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом)

Декабрь

с 18.12. по 22.12

3. Новый год у ворот

3. Звук [Ф]

Познакомить со звуком [Ф] и уточнить правильное произношение. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Развивать слуховое  внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога).Развивать фонематические

процессы.

Развивать силу голоса и интонацию

-Обогащение предметного словаря.

Новый год, елка, игрушки, шары, бусы, флажки, мишура, гирлянды, хлопушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка.

- Обогащение словаря признаков.

Высокая, зеленая, душистая, колючая, блестящие, стеклянные, бумажные, разноцветные, красивые, новогодние.

- Активизация глагольного словаря.

Наряжать, вешать, украшать, развешивать, снимать, дарить, получать, встречать, отмечать, праздновать, танцевать, петь, водить (хоровод).

- Активизация и обогащение словаря наречий.

Празднично, нарядно, красочно, весело.

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Елка – елки, подарок – подарки, хлопушка – хлопушки, гирлянда – гирлянды.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Снежинка –снежиночка, песня – песенка, игрушка – игрушечка.

- Согласование прилагательного с существительными в роде.

- Согласование глагола будущего времени с существительными единственного числа творительного падежа в составе простого предложения.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе.

Мой подарок, моя гирлянда, мое стихотворение, мои снежинки.

- Употребление простых предлогов.

Подарок под елкой.

Шишка на елке.

Составление описательного рассказа по схеме - Составление простого предложения с глаголом в будущем времени.

- Заучивание стихотворений к празднику.

- Формирование умения отвечать на вопросы по сюжетной картине

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование слоговой структуры слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом)

Декабрь

с 25.12 по 29.12

4. Дом. Его части. (архитектура)Безопасность дома

4.Звуки [В], [Ф]

Закрепить артикуляцию и произношение звуков.  

Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Учить выделять звук из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).

Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). Закрепить понятие «согласный мягкий»

Познакомить с анализом обратных слогов (выделение гласного в слоге).

-  Активизация предметного словаря.

Крыша, стены, двери, окно, комната, столовая, кухня, спальня

- Активизация глагольного словаря.

Лежать, спать, сидеть, хранить, передвигать, отодвигать, поднимать, беречь.

- Активизация словаря признаков.

Красивая, новая, старая, чистая.

- Активизация словаря наречий.

Обогащение и активизация

признаков

Высокий, низкий, словаря по теме.

Крыша, окно, дверь, стены, ступени, балкон, этаж, крыльцо, крыша, труба, фундамент, лестница, камни, кирпич, дерево.

- Активизация глагольного словаря.

Строить, красить, рисовать, жить.

Обогащение словаря

- Согласование существительного с числительным в роде.

- Практическое употребление родительного падежа единственного числа существительных.

- Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

- Образование множественного числа существительных.

- Практическое употребление простых предлогов. Практическое употребление множественного числа существительных.

- Дифференциация понятий «большой» - «маленький», «высокий» - «низкий».

Практическое употребление совершенной и несовершенной формы глагола «строить».

- Составление небольшого рассказа по образцу (картинный план).

- Развитие умения отвечать на вопросы полным предложение.

- Составление простого предложения, распространенного дополнением.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Январь

с 08.01. по 12.01

5.«Рождество, коляда. Зимние забавы

5. Звук [К]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале  и в конце слова.

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале и в конце слова.

- Обогащение предметного словаря.

Санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки.

-Активизация глагольного словаря.

Катаются, лепят, играют, бросать, кидать.

-Обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная.

-Активизация словаря наречий.

Скользко, холодно, быстро.

-Образование единственного и множественного числа глагола «катается» в составе простого предложения с предлогами на, с.

-Образование существительных множественного числа от единственного.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа глаголов.

-Составление простого предложения с предлогом на, с.

- Составление предложений по картинкам.

-Составление предложений по картинно – графической схеме

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Январь

с 15.01 по 19.01

6.Неделя вежливости.

6. Звук [Т]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале  и в конце слова.

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале и в конце слова.

- Обогащение предметного словаря.

Вежливые слова, спасибо, пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, до свидания

-Активизация глагольного словаря.

Говорить, обращаться, просить, приветствовать

-Обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, вежлиый, культурный

-Активизация словаря наречий.

Хорошо, плохо

-Образование единственного и множественного числа , употреблять предложения  с предлогами на, с.

-Образование существительных множественного числа от единственного.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа глаголов.

-Составление простого предложения с предлогом на, с.

- Составление предложений по картинкам.

-Составление предложений по картинно – графической схеме

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Январь

22.01. по 26.01

7. Проект «Птицы у кормушки»

7. Звук [Т]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале  и в конце слова.

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале и в конце слова.

-Обогащение предметного словаря.

Птица, воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, голубь, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, хвост, лапки, корм, зерно, семечки, крошки.

- Активизация глагольного словаря.

Ходить, прыгать, летать, искать, клевать, сидеть, кормить, чирикать, каркать, ворковать, сыпать.

- Обогащение словаря признаков.

Большая, маленькая, голодная, сытая, черная, быстрая, зимующая.

- Активизация словаря наречий.

Высоко, быстро.

- Практическое употребление существительного с глаголом в числе.

Образование существительных множественного числа от единственного.

- Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

- Образование притяжательных прилагательных от существительных.

- Составление простого предложения с предлогом на.

- Обучение сравнению двух птиц по величине.

- Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию серии сюжетных картин

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Совершенствовать навыки речевого дыхания: увеличение длительности речевого выдоха

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Январь

с 29.01 по 02.02.

8.«Посуда. Продукты питания»

7. Звук [П]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем).

Формировать фонематическое восприятие и память

(воспроизведение слоговых рядов).

- Активизация предметного словаря.

Тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан. Колбаса, сыр, хлеб, сосиска, мясо, молоко и т.д.

- Активизация глагольного словаря.

Мыть, разбивать, вытирать, расставлять, выбирать, накладывать. Есть, покупать, кушать, резать, намазывать

- Активизация словаря признаков.

Большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая, красная, желтая, синяя, зеленая.

- Активизация словаря наречий.

Чисто, красиво, горячо.

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Чашка – чашки, вилка – вилки, ложка – ложки.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Тарелка – тарелочка, кастрюля – кастрюлька, блюдце – блюдечко.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе.

Мой нож, моя тарелка, мое блюдце, мои ложки.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Круглое блюдце, красна кастрюля, маленькая чашечка, горячий чайник.

*Употребление простых предлогов.

Чашка на столе.

Ложка в тарелке.

- Формирование простого описательного рассказа по предмету.

Размер, цвет, форма.

Как им пользоваться?

- Заучивание простых стихотворений.

- Обучение сопровождению своих действий самостоятельными высказываниями простыми предложениями и обращение с поручением к другому ребенку.

- Составление предложений с предлогом у.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Совершенствовать навыки речевого дыхания: увеличение длительности речевого выдоха

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом)

февраль

с 05.02. по 09.02

9.Проект «Мы поедем»

Транспорт

     8. Звук [Н]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Закрепить понятия «слог», «слово»,  .

Упражнять в анализе слогов.

Упражнять в выделение места звука в лове

- Обогащение и активизация словаря по теме.

Троллейбус, автобус, трамвай, самолет, машина, грузовик, поезд, корабль; составные части: кабина, колеса, руль, кузов, фары, мотор.

- Активизация глагольного словаря.

Летает, едет, везёт, перевозит, поезжай, приехал, прилетел, улетел, управляет.

- Обогащение словаря признаков

Быстрый, медленный.

- Обогащение словаря наречий.

Высоко, низко, далеко, близко, быстро, медленно.

- Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.

- Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

- Составление предложение с союзом а.

- Образование существительных множественного числа от единственного.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

- Согласование существительных единственного и множественного числа с числительными.

-- Составление простого предложения и его распространение обстоятельством места с предлогом.

- Заучивание рифмованного рассказа – описания.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом)

Февраль

с 12.02. по 16.02

10.«Русские традиции»

9. Звук [Н]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Закрепить понятия «слог», «слово»,  .

Упражнять в анализе слогов.

Упражнять в выделение места звука в лове

Формировать фонематическое восприятие и память

(воспроизведение слоговых рядов).

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Закрепить понятия «слог», «слово»,  

«твердый», «мягкий».

Упражнять в анализе слогов.

Упражнять в выделение места звука в лове 

Обогащение предметного словаря.

Страна, Россия, город Россошь, малая родина, русский народ, традиции, праздники

Обогащение словаря признаков.

Смелый, храбрый, сильный , нужный, родной, ловкий, умелый, удалой.

Активизация глагольного словаря.

беречь, любить, хранить, оберегать.

Активизация словаря наречий.

Храбро, смело, ловко, умело, высоко, далеко, быстро.

Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности. Согласование прилагательного и существительного в роде.

Рассказ по опорным предметным картинкам «Наши традиции»

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом)

Февраль

с 19.02. по 23.02

11 Защитники земли Русской

11. Звуки

[Н]-[М]

Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать звуковой анализ (выделение заданного согласного вслове).

Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица.

Обогащение предметного словаря.

Защитник, армия, служба, воин, солдат, моряк, летчик, капитан, танкист, танк, самолет, корабль, автомат, пушка, враг, форма.

- Обогащение словаря признаков.

Смелый, храбрый, сильный, военный, нужный, родной, ловкий, умелый, удалой.

- Активизация глагольного словаря.

Защищать, охранять, служить, беречь, любить, воевать, драться, летать, носить, стрелять, воевать.

- Активизация словаря наречий.

Храбро, смело, ловко, умело, высоко, далеко, быстро.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Солдат – солдаты, моряк – моряки, летчик – летчики.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Командир – воюет, стреляет, защищает.

Солдаты – воюют, стреляют, защищают.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе.

Мой пистолет, моя форма, мои самолеты, мое оружие

- Заучивание стихотворений к утреннику (вечеру развлечений).

- Составление предложений по сюжетным картинкам.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом)

Февраль

с 26.02 по 02.03

12. «Мебель. Помощники в доме»

12. Звуки

[К] -[Т]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука:

а) выделение первого звука;

б) замена первого звука на другой.

-  Активизация предметного словаря.

Кровать, стул, стол, шкаф, диван, кресло, полка, табуретка, этажерка, тумбочка.

- Активизация глагольного словаря.

Лежать, спать, сидеть, хранить, передвигать, отодвигать, поднимать, беречь.

- Активизация словаря признаков.

Красивая, новая, старая, чистая.

- Активизация словаря наречий.

Обогащение и активизация словаря по теме.

- Согласование существительного с числительным в роде.

- Практическое употребление родительного падежа единственного числа существительных.

- Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

- Образование множественного числа существительных.

- Практическое употребление простых предлогов. Практическое употребление множественного числа существительных.

- Дифференциация понятий «большой» - «маленький», «высокий» - «низкий».

Составление небольшого рассказа по образцу (картинный план).

- Развитие умения отвечать на вопросы полным предложение.

- Составление простого предложения, распространенного дополнением.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Совершенствовать навыки речевого дыхания: формирование направленной воздушной струи.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом)

Итого: 24 занятия по развитию лексико-грамматических категорий

12 занятий - занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

 

III период (март, апрель, май) – 12 недель ( в июне – индивидуальная и подгрупповая работа)

Месяц

Дата

Тема

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Развитие лексики

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Развитие просодической стороны речи

Работа над слоговой структурой слова

Март

с 05.03. по 09.03

1.Мамин праздник

1. Звуки

[П]-[Т]-[К]

Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа

(выделение заданного согласного в слове).

Учить делить слова на слоги (выделение гласных в слове).

- Обогащение и активизация словаря по теме.

Мама, бабушка, дочка, внучка, подарок, цветы, открытка.

- Обогащение словаря признаков.

Милая, добрая, ласковая, любимая, дорогая, красивая, молодая.

- Активизация глагольного словаря.

Дарить, любить, танцевать, петь, водить (хоровод).

- Обогащение словаря наречий.

Празднично, нарядно, красочно, тепло

- Образование существительных множественного числа от единственного.

Бабушка – бабушки, цветок – цветы, песня – песни.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Мама – мамочка, цветок – цветочек, бабушка – бабулечка.

- Дифференциация глаголов множественного и единственного числа.

Мама – поет, печет, целует.

Дети – поют, пекут, целуют.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе.

Мой подарок, моя мама, мое желание, мои цветы.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Любимая бабушка, дорогая мамочка, красивые цветы.

- Заучивание стихотворений к утреннику.

- Учить отвечать на вопросы полным предложением.

- Развивать диалогическую речь.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Развитие речевого дыхания.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Март

 с 12.03. по 17.03

2.В мире прекрасного.

2. Звуки

[И]-[Ы

Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа

(выделение заданного гласного в слове).

Развивать навык делить слова на слоги

- Обогащение и активизация словаря по теме.

Искусство и культура. Виды театра. Музеи. Народное творчество. Народные промыслы. Народная игрушка.

- Обогащение словаря признаков. Красивый, старинный, исторический,

- Активизация глагольного словаря.

- Обогащение словаря наречий.

Празднично, нарядно, красочно, тепло

- Образование существительных множественного числа от единственного.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

- Дифференциация глаголов множественного и единственного числа.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе..

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

- Заучивание потешек и скороговорок.

- Учить отвечать на вопросы полным предложением.

- Развивать диалогическую речь.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Развитие речевого дыхания.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Март

с 19.03. по 24.03

3.Проект «Мы познаем мир». Обобщение «Времена года.

3. Звук  [Х]

Познакомить со звуком [Ф] и уточнить правильное произношение. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Развивать слуховое  внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога).Развивать фонематические

процессы.

Развивать силу голоса и интонацию

- Обогащение предметного словаря.

Время года, весна, лето, зима, осень, солнце, сосулька, ручеек, проталина, капель, кораблики, цветы, снег, сугробы, снежинки, дождь, гроза, гром

- Активизация глагольного словаря.

Таять, капать, светить, греть, теплеет, пригревает, припекает, набухают, журчит, лопаются, распускаются.

- Обогащение словаря признаков.

Теплый, солнечный, жаркий, цветущий.

- Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, солнечно, красиво, холодно, белоснежно

Образование существительных множественного числа от единственного.

Лист – листья, сосулька – сосульки, ручей – ручьи.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Цветок – цветочек, ручей – ручеек, солнце – солнышко.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Сосулька – капает, плачет.

Сосульки – капают, плачут.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе.

Мой листик, мое солнце, моя шапочка, мои цветы.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Быстрый ручей, теплые лучики, и т.д.

- Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

На картинке весна, потому что на ней есть ручеек и т.д.

- Формирование распространенного предложения.

Дети надевают легкую шапочку, резиновые сапожки, и т.д.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Развитие речевого дыхания.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Март

с 26.03. по 30.03.

4.Весна в окно стучится.

4. Звуки  [Х]-[К]

Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать звуковой анализ (выделение заданного согласного в слове).

Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука  на фоне слога – добавление звука  заданному слогу.

Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука:

а) выделение первого звука;

б) замена первого звука на другой.

- Обогащение предметного словаря.

Время года, весна, солнце, сосулька, ручеек, проталина, капель, кораблики, цветы.

- Активизация глагольного словаря.

Таять, капать, светить, греть, теплеет, пригревает, припекает, набухают, журчит, лопаются, распускаются.

- Обогащение словаря признаков.

Теплый, солнечный, жаркий, цветущий.

- Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, солнечно, красиво

Образование существительных множественного числа от единственного.

Лист – листья, сосулька – сосульки, ручей – ручьи.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Цветок – цветочек, ручей – ручеек, солнце – солнышко.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Сосулька – капает, плачет.

Сосульки – капают, плачут.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе.

Мой листик, мое солнце, моя шапочка, мои цветы.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Быстрый ручей, теплые лучики, и т.д.

- Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

На картинке весна, потому что на ней есть ручеек и т.д.

- Формирование распространенного предложения.

Дети надевают легкую шапочку, резиновые сапожки, и т.д.

-Пересказ рассказа  «Пришла весна»  (по Л.Н. Толстому).

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.Развитие речевого дыхания.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Апрель

с 02.04. по 06.04

5.Удивительный и волшебный мир книг

5. Звук [С] 

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в конце слова.

Упражнять в деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха

(Из ряда слов выбрать правильное слово: н-р: чабочка, бабочка, кабабочка).

Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук

- Обогащение предметного словаря.

Время года, весна, солнце, сосулька, ручеек, проталина, капель, кораблики, цветы.

- Активизация глагольного словаря.

Таять, капать, светить, греть, теплеет, пригревает, припекает, набухают, журчит, лопаются, распускаются.

- Обогащение словаря признаков.

Теплый, солнечный, жаркий, цветущий.

- Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, солнечно, красиво

Образование существительных множественного числа от единственного.

Лист – листья, сосулька – сосульки, ручей – ручьи.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Цветок – цветочек, ручей – ручеек, солнце – солнышко.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Сосулька – капает, плачет.

Сосульки – капают, плачут.

- Согласование существительных с местоимениями в роде и числе.

Мой листик, мое солнце, моя шапочка, мои цветы.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Быстрый ручей, теплые лучики, и т.д.

- Чтение стихов о весне, познакомить детей с классиками русской литературы(Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Фет А)

- Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

- Формирование распространенного предложения.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.Развитие речевого дыхания.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Апрель

с 09.04. по 13.04.

6. Проект   «Мир космоса».

6. Звук [С] 

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в конце слова.

Упражнять в деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха

(Из ряда слов выбрать правильное слово: н-р: чабочка, бабочка, кабабочка).

Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук

Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать общую,

мелкую  и  артикуляционную моторику.

Упражнять в деление слов на слоги, предложений на слова

Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков.

Обогащение предметного словаря.

Планета, млечный путь , звезды, Луна, Земля, Марс, Венера, Нептун, комета, астероид, метеорит, солнце, орбита .

 Активизация глагольного словаря.

Летит, вращается, падает, сталкивается.

Обогащение словаря признаков.

Теплый, солнечный, жаркий, холодный.

Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, солнечно, красиво

Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия. Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картин.

Составление описательных рассказов о космосе, о планетах и первом космонавте.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа  и синтеза слов.

Апрель

с 16.04. по 20.04

7.«Водный мир»

7. Звук[Л]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять  в выделении  звука в конце слова.

Упражнять в деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха

Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук.

Активизация предметного словаря.

Гуппии, скалярии, меченосцы, золотые рыбки, улитки, водоросли, плавники, жабры, хвост, чещуя, панцирь, раковина

и т.д.

- Активизация глагольного словаря.

Плавают, ползают, питаются, переливаются,.

- Активизация словаря признаков.

Красивые, блестящие, золотые, зеленые, мокрые

Составление простого предложения с предлогами на, над, под, в.

- Практическое употребление существительного родительного падежа в составе предложения.  Согласование существительных с глаголом в числе.

- Согласование существительных с прилагательными в составе предложения.

Обучение сравнению двух рыбок.

- Обучение детей самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке.

Составление небольшого рассказа по образцу

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.Развитие речевого дыхания.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Апрель

с 23.04. по 28.04.

8«Профессии. Инструменты»

8. Звук[Л]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять  в выделении  звука в конце слова.

Упражнять в деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха

Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук.

Активизация предметного словаря.

Шофёр, летчик, продавец, повар, врач, логопед, воспитатель, строитель.

 Активизация глагольного словаря.

Управляет, продает, лечит, учит, занимается, воспитывает, читает, готовит, строит.

Активизация словаря признаков.

Умелый, смелый, сильный, легкий, добрая, заботливая, строгая.

 Активизация словаря наречий трудно, легко.

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов. Приставочные глаголы.

Составление рассказа по мнемотаблице о профессиях.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.Развитие речевого дыхания

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Май

с 30.04.  по 04.05

9. «В здоровом теле, здоровый дух»

9. Звук [О]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять в деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха

Закрепить понятия: слог, слово, предложение, гласный звук.

- Активизация предметного словаря.

Голова, шея, туловище, руки, ладони, локти, ногти, ноги, пальцы, колени, лицо, нос, рот, лоб, глаза, живот, спина, волосы, брови и т.д.

- Активизация глагольного словаря.

Говорить, дышать, петь, ходить, делать, писать, лепить, бегать, прыгать, смотреть.

- Активизация словаря признаков.

Чистый, грязный, аккуратный, опрятный., левый, правый, здоровый, больной.

- Уточнение и активизация словаря наречий.

Налево, направо. Активизация предметного словаря.

Лицо, шея, лоб, глаза, ресницы, брови, нос, щёки, рот, губы, зубы, язык.

- Активизация глагольного словаря.

Мыть, умываться, чистить, причёсывать, расчесывать, тереть, вытирать, вытираться.

- Активизация словаря признаков.

Чистый, грязный, мокрый, сухой, лохматый, причёсанный.

- Уточнение и активизация словаря наречий.

Налево, направо

Образование существительных множественного числа от единственного.

Рука – руки, нога – ноги, глаз – глаза, палец – пальцы.

- Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Нога – ножка, рука – ручка, язык – язычок, живот – животик.

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок –  смотрит, слышит.

Дети – смотрят, слышат.

-Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Левая рука (нога), чистые уши.

- Практическое употребление единственного и множественного числа глаголов в составе простого предложения.

-Практическое употребление существительных в творительном падеже в составе простого предложения.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

- Практическое употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени 3-го лица.

- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Левая рука (нога), чистые уши.

- Практическое усвоение и распространение простого предложения, распространенного однородными сказуемыми

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка делать логическое ударение.

Совершенствование навыка слогового анализа  и синтеза слов.

Май

с 07.05. по 11.05.

10. День Победы

10. Звуки

[А]-[У]-[О]- [И]

Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать звуковой анализ (выделение заданного согласного в слове).

Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица

Обогащение предметного словаря.

Защитник, воина, служба, воин, солдат, моряк, летчик, капитан, танкист, танк, самолет, корабль, автомат, пушка, враг, форма.

Обогащение словаря признаков.

Смелый, храбрый, сильный, военный, нужный, родной, ловкий, умелый, удалой.

Активизация глагольного словаря.

Защищать, охранять, служить, беречь, любить, воевать, драться, летать, носить, стрелять, воевать.

Активизация словаря наречий.

Храбро, смело, ловко, умело, высоко, далеко, быстро.

Составление рассказа по сюжетной картине

Составление рассказа о Великой победе.

Совершенствовать умение эмоционально передавать характер песен, чисто интонировать мелодию.Развитие речевого дыхания

Совершенствование навыка слогового анализа  и синтеза слов.

Май

с 14.05. по 18.05

11. «Дорожная азбука»

11. Повторение

Развитие слухового восприятии.

- Совершенствование слоговой структуры слов.

- Закреплять понятия «согласный» и «гласный» звуки.

- Чтение слогов.

- Составление прямых и обратных слогов.

- Активизация предметного словаря.

Дорога, машины, дорожные знаки, пешеход, пешеходный переход, светофор, подземный пешеходный переход, наземный пешеходный переход.

- Активизация глагольного словаря.

Идут, ездят, спешат, мчатся, стоят.

- Активизация словаря признаков.

Быстрая, опасная, красный, зеленый, желтый.

- Активизация словаря наречий. Опасно, безопасно, быстро, медленно, прямо, лево, право.

Составление простого предложения с предлогами на, над, под, в.

- Практическое употребление существительного родительного падежа в составе предложения.  Согласование существительных с глаголом в числе.

- Согласование существительных с прилагательными в составе предложения

- Обучение детей самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке.

- Составление небольшого рассказа по образцу

Развитие интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

Совершенствование навыка слогового анализа слов

Итого: 22- занятия по развитию лексико-грамматических категорий

11 - занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности (1-й год обучения) на 2014 – 2015 учебный год

Методическая работа  Цели:  предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.Задачи:организовать  работу по диагностике уровня развития речевой деятельн...

Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР

В публикации представлено календарно-тематическое планированиеучителя-логопеда  для детей подготовительной группы С ЗПР....

Тематическое планирование учителя – логопеда в старшей группе комбинированного вида на 2017 – 2018 учебный год

Месяц,НеделяЛексическая темаИтоговое мероприятиеСентябрьОбследование детей учителем-логопедом.Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями.Праздник «День знаний»Ок...

Календарно – тематическое планирование учителя – логопеда в подготовительной группе. (Образовательная область «Речевое развитие»)

Предполагаемые результаты:  Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;Правильно передавать слоговую структу...

Календарное планирование учителя-логопеда в подготовительной группе . ноябрь 2022.

Планирование включает игры и упражнения в соответствии с тематическим планированием ДОУ. Индивидуальная и подгрупповая работа, взаимодействие с педагогами группы....

Примерное планирование учителя-логопеда в старшей группе

Примерное планирование работы логопеда в старшей группе(Логопедическое заключение ОНР, ФФНР)Обследование детей (сентябрь):1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций2....