Статья: Значение артикуляционной гимнастики в жизни детей
статья по логопедии

Толстова Анастасия Николаевна

Фонетически правильная речь детей характеризуется, прежде всего, четким и отчетливым произношением как отдельных звуков, так и их сочетанием при произношении слов, слогов, фраз и предложений в быстром потоке речи. Все это связано с правильно подготовленной подвижностью артикуляционного аппарата и его дифференцированной работой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_zhizni_rebenka.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Значение артикуляционной гимнастики в жизни детей

 

Фонетически правильная речь детей характеризуется, прежде всего, четким и отчетливым произношением как отдельных звуков, так и их сочетанием при произношении слов, слогов, фраз и предложений в быстром потоке речи. Все это связано с правильно подготовленной подвижностью артикуляционного аппарата и его дифференцированной работой. Необходимо понимать, что сила, точность, объем артикуляционных позиций и движений развиваются у детей не сразу, а постепенно – и в этом может помочь артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений для артикуляционных органов, направленных на исправление недостатков произношения [2]. Это основа для формирования звуков речи, фонем и коррекции нарушений произношения любой этиологии и патогенеза; артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения всех звуков и каждого звука группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционные упражнения подразделяются на статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические – на переключение артикуляционных поз.

Выполнение артикуляционной гимнастики занимает около 2-3 минут. Артикуляционные упражнения возобновляются спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс выполняется 2-3 раза. Упражнения выполняются от 2-3 и до 5-6 дней в неделю в зависимости от степени и характера нарушения звукопроизношения. Необходимо сочетать статические и динамические упражнения. При выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики [1].

Рассмотрим, какие задачи выполняет артикуляционная гимнастика в жизни детей:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво [4].

Артикуляционная гимнастика является основным методом формирования артикуляционной базы. Содержание коррекционно-логопедической работы в ходе преодоления артикуляторных трудностей основывается на закономерностях формирования движения в онтогенезе.

Двигательная сфера формируется в направлениях:

– от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;

– от общих движений тела (пантомимы) через движения мышц лица (мимику) далее к артикуляционным движениям;

– от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям);

– от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации;

– от освоения отдельных элементов артикуляции к артикуляционному укладу;

– от освоения изолированного произношения звука к освоению артикуляторного уклада определенного звука в различных языковых единицах (словах, фразах, текстах), используемых в непрерывном речевом потоке [3, с. 27].

Применение артикуляционной гимнастики в жизни детей способствует формированию не только основы звукопроизносительной стороны речи, но и улучшает ее грамматические конструкции, а также пополняет словарный запас.

Список литературы

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. ред. Л.С. Вакуленко. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
  3. Негневицкая Е.И. Основы теории и практики логопедии / Е.Н. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М. : Просвещение, 2016. – 148 с.
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2016. – 230 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду

Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Владение правильной, красивой речью - один из важнейших показателей нормального психического развития человека. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. При помощи речи, ребенок познает ок...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....

Статья "О значении артикуляционной гимнастики"

О значении артикуляционной гимнастики...

Статья "Значение пальчиковой гимнастики в жизни детей"

Пальчиковые игры помогают развивать речь детей, организовывать режимные моменты, а также вызывают положительные эмоции у детей....