КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТ Развитие дыхания
статья по логопедии

Зимина Алина Зарифовна

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТ
Развитие дыхания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_pesko_i_akvaterapiya.docx68.33 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТ
Развитие дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

«Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой»;

  1. «Выровняй дорогу». От детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
  2. «Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
  3. «Ямка». Ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
  4. «Помоги зайцу». В песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса (волк). Необходимо «замести» все следы, чтобы хищник не обнаружил зайца;
  5. «Дорога к другу». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
  6. «Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  7. «Буря». Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребёнок длительной сильной воздушной струёй вызывает «бурю»
  8. «Кораблик». Необходимо - ёмкость с водой, кораблик (бумажный кораблик, пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки). Ход игры: Подуть плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
  9. «Половодье». Необходимо -ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов.

Ход игры: рассказать историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья. Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на безопасное место. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» всех, кто терпит бедствие.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук,
совершенствование мелкой моторики

  1. Положить ладони на песок или в воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
  2. Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
  3. Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  4. Погрузить пальцы в песок или в воду, и лёгкими движениями создавать «волны».

Артикуляционные упражнения

  1. «Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  2. «Индюки». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл»пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
  3. «Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
  4. «Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
  5. «Накажи непослушный язык». Губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «Пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  1. «Сильный мотор». Произносить звук [Р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук [Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  2. «Слабый моторчик» . Произносить [Р'] (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
  3. «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить звук [С], насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Вариант этого упражнения выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [С] и, набрав песок и произнося звук, засыпать её.
  4. «Дорожка». Произносит заданные педагогом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками.
  5. «Совпадение». Педагог закапывает в песок игрушки со звуком [Ш]: мышка, мишка, матрёшка, кошка, мошка, лукошко, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то получает вознаграждение.

Развитие фонематического слуха

  1. «Весёлые прятки». Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки - руки держать над песочницей.
  2. «Песочный дождик». Педагог произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок (переливает воду) из ладошки в ладошку. Слоговые сочетания: ба - па, та - да, са - за, жа - ша, ма - на - ма, да - та - да. Слова: кот - год - кот; том - дом - ком; басня - башня - пашня.
  3. «Новоселье». В песочнице нарисованы 2 домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок с помощью щипцов достаёт их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).

Формирование слоговой структуры слова

  1. «Назови предмет». Педагог ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д.
  2. «Весёлый поезд». Педагог рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, мышь, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом - те слова-игрушки, в названии которых 1 слог, во втором - 2, в третьем-3 слога.
  3. «Исправь ошибку». Педагог чертит на песке ошибочное количество полосок.

Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

  1. «Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
  2. «Собери жемчуг». На дне моря (ёмкость с водой) «жемчужины» разных цветов.

Педагог называет слово, предлагает посчитать количество слогов и достать со дна моря столько жемчужин, сколько слогов в предложенном слове.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец - овальный, зелёный, продолговатый; ёлка - пластмассовая, колючая, высокая и т.д.).
  2. «Пересчитай» (на согласование существительных с порядковыми числительными). Педагог перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребёнку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)
  3. «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Педагог предлагает ребёнку рассадить гостей у Мишки на дне рождении, проговаривая свои действия (за зайцем - мышь, перед мышью - белка и т.д.)
  4. «Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Педагог предлагает ребёнку присыпать песком предметы, проговаривая действия (одна миска - много мисок, одно зеркало - много зеркал и т.д.)
  5. «Кораблекрушение» (на употребление существительных в винительном падеже) Педагог предлагает ребёнку достать со дна моря (ёмкость с водой) предметы, оставшиеся после кораблекрушения, проговаривая действия (нашёл пушку, нашёл мачту и т.д.)

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

  1. «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
  2. «Волшебные превращения». Педагог предлагает детям написать слово (1, сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (Рак-
  3. «Секретное письмо». Педагог чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
  4. «Исправить ошибку». Педагог чертит на песке схему предложения и произносит предложение. Дети соотносят предложение и начерченную схему, находят ошибку и исправляют схему на песке.
  5. «Собери жемчуг». На дне моря (ёмкость с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Педагог называет слово и предлагает сделать звуковой анализ на дне моря из цветных жемчужин.

Обучение грамоте

  1. «Напиши на песке, воде» Ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а педагог их читает. Допускается и обратный вариант: педагог пишет, а ребёнок читает.

Читающим детям можно предложить написать на песке короткое слово (с 1м слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.

Развитие связной речи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения.

  1. «Дорисуй картинку и составь предложение». Педагог рисует на песке солнце, ёлку, цветок или другие предметы. Задача ребёнка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках цветок»). Фраза проговаривается в момент действия.
  2. «Начни предложение». Ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.
  3. «Друзья». При рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани цветок, а у Миши плюшевый мишка»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, воображать, придумывая продолжение рассказа.

Профилактика оптической дисграфии

  1. «Скульптор». С помощью кинетического песка лепить буквы (печатные, рукописные)
  2. «Конструирование». Педагог выдает учащемуся бумажный набор элементов букв. На песке учащийся лепит букву из предложенных элементов)
  3. «Реконструирование». Педагог просит учащегося разобрать слепленные из песка буквы, оставив только одинаковые элементы.

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!

Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:

Горы, реки и моря -
Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ»

В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"

В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится....

Статья "Использование инновационных технологий для развития дыхания у детей с заиканием"

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Накопление данных по характеристике дыхательной функции у заикающихся дошкольников, разработка более эффективных и научно об...

«Использование песочной игротерапии в развитии детей дошкольного возраста»

Что нужно для игры в песок?А нужно,в сущности,так мало:Любовь,желанье,доброта....

Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя

Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя...

Картотека упражнений по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка.

Картотека упражнений в стихотворной форме по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка...

Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»

В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи  детей с ОВЗ...