Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»
проект по логопедии (старшая группа)

Татьяна Михайловна Максимова

Методический проект

«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voshozhdenie_metodicheskiy_proekt.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Методический проект

«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»

Срок реализации 2018/19, 2019/21  учебный год

Автор проекта:

Максимова Т.М., Тетерюк А. Н учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»

г. Корсаков

2021

Обоснование актуальности методического проекта

             Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития речевых и творческих способностей ребенка. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Это не просто красивые слова: в них содержатся объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Разнообразие с действиями руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать и т.д.

            Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук очень важно и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Дети с плохой развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш. Не могут застегивать пуговицы и т.д. одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь мелкой моторики и речевого развития ребенка. И. М. Сеченов и И.П. Павлов придавали большое значение мышечным ощущениям. Они говорили, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

             Поэтому недаром одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая: «У ребенка развита крупная и мелка моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими». А также: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать свою речь для выражения своих мыслей, построить свои речевые высказывания в ситуации общения».

            За последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и других сфер, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

              А так как современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и стараться быть успешным. То эта проблема не теряет своей актуальности.

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы как мы знаем - игра. Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются навыки мелкой и общей моторики.

            Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи.

Полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма.
           Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, требующие от них синхронности и точности движений. Поэтому в своей работе, мы стали опираться именно на изучение графомоторных навыков у старших дошкольников и как их развитие влияет на речевую деятельность. Таким образом, наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и   навыков.

          Используя индивидуальную диагностику Нищевой Н.В. для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4-7 лет, исследуя моторную сферу можно сказать, что у большинства обследуемых нарушение общей моторики: движения неточные, темп медленный, переключаемость низкая, объём движений неполный, отмечается хаотичность движений, моторная неуклюжесть. Отмечается несформированность ручной моторики: объём движений неполный, темп медленный, переключаемость от одного движения к другому низкая.

            Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

            В связи с этим мы определили тему методического проекта: «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения».

         Нами была сформулирована цель проекта: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования графомоторных упражнений на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития графомоторных навыков старших дошкольников.
  4. Экспериментально проверить эффективность использования графомоторных упражнений для развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы реализации проекта:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- организация целенаправленной педагогической работы, включающей в себя наблюдение, изучение и анализ деятельности воспитанников, проведение образовательной деятельности, организацию развивающей предметно-пространственной среды;

- количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

- рефлексия.

Ожидаемые результаты:

- повышение эффективности процесса обучения;

- организация развивающей предметно-пространственной среды;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- формирование у дошкольников потребности получать знания (развитие речевого интереса) как залог успешного обучения в начальной школе.

Краткий анализ теоретических источников по проблематике проекта

          Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.

           Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.  Что такое графомоторный навык? Слово «графомоторный» состоит из двух слов (в нашем случае мелкая) - способность манипулировать мелкими предметами. Передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. И «графо» (с греческого) – письмо, почерк, начертание.

         По мнению М.М. Безруких, графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Если графомоторный навык сформирован правильно, то ребенок будет писать буквы разборчиво, красиво, четко и быстро, если же графомоторный навык будет сформирован неправильно, то возникают определенные трудности на письме: неразборчивый, небрежный почерк, медленный темп написания слов. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна            

       Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, развитие механизмов слухового анализа, зрительно-пространственных представлений, зрительной памяти, зрительно-моторной координации, уровня речевого развития, поэтому важной коррекционно-развивающей и психолого-педагогической задачей является развитие мелкой и общей моторики рук, развития памяти и зрительных представлений.

        Так же при обучении первоначальным навыкам письма нужно учитывать не только общее и речевое развитие ребенка, но и достаточную зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, пространственной ориентировки, уровня развития памяти и внимания. Успешность обучения ребенка старшего дошкольного возраста навыкам письма в частности зависит от сформированности мелкой моторики пальцев рук и общей моторики кисти пишущей руки.

         М.М. Кольцова и ряд других исследователей считают, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

        Как отмечает в своих исследованиях М.М. Безруких, сензитивным для развития кисти руки является возраст 6 – 7 лет. В этом возрасте можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук с помощью различных видов деятельности, при этом систематически применяя тренировочные упражнения. Формирование графомоторных навыков в онтогенезе одновременно с развитием изобразительной деятельности претерпевает определенные изменения. Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией для развития графомоторных навыков. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. В онтогенезе, графомоторные навыки формируются постепенно и становятся более целенаправленными в процессе взросления ребенка.

         М.М. Безруких в своих исследованиях установила, что в 1-1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения. Испытывая радость от самого процесса рисования, он пытается изобразить что-то определённое, и рисует с большим увлечением. В 2-3 года ребёнок, зажимая карандаш в ладони, держит его сверху. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами. С 3 лет линии при рисовании бессмысленно не повторяются и становятся более определенными. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много. В 3-4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки. В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы. В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными. В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму. При благоприятных внешних условиях ребенок в период раннего и дошкольного детства может овладеть многими умениями, которые очень важны для усвоения навыков письма в школе. Ребенок начинает овладевать движениями скольжения карандаша по бумаге, учится находить и обращать внимание на различные графические элементы по форме, величине, положению на листе бумаги и соотношению друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. В последующем, при помощи обучения, ребенок пытается выделять звуки в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме; знакомится с фонетическим принципом письма; узнает смысл письма как способ общения между людьми. Физиологической основой этих достижений являются: концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей. Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно сказать, что ребёнок в дошкольный период овладевает умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Другими словами, можно сказать, что на основе подражания ребенок от рефлекторных движений переходит к сознательным целенаправленным действиям.

        Таким образом, графомоторные навыки – это способность человека перекодировать звуки (фонемы) речи в соответствующие буквы и начертания их на бумаге с помощью навыков письма. Их развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графомоторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным.

Организация работы по развитию мелкой моторики

посредством графомоторных упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

             Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и   навыков.

Овладение графомоторными навыками протекает по следующим направлениям:

1) формирование   тонкокоординированных    движений пальцев   и   кисти руки; 

 2) формирование    зрительно – пространственной    ориентировки;

3) формирование   зрительно – моторной    координации.

На первом этапе можно проводить игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется следующее специальное оборудование:

  •  разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
  • свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
  • дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо – шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
  •  различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
  • наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
  •  наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
  •  различные виды мозаики, конструкторов, пазл.

 Для формирования тонкокоординированных графических движений полезны следующие упражнения:

  • штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки (обеими руками);
  • раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
  • обведение рисунка по контуру, копирование (обеими руками);
  • рисование по опорным точкам; дорисовывание изображений двумя руками;
  • рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
  • графический диктант;
  • выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.

Прежде чем приступить к работе, нужно убедиться, что ребенок правильно умеет держать карандаш: между большим, указательным и средним пальцами так, чтобы расстояние от кончиков пальцев до отточенного кончика карандаша составляло примерно 3 см. Для большей нагрузки на кисть ребенка эффективнее работать не фломастерами и красками, а простыми и цветными карандашами. Для работы лучше выбирать карандаши сначала более мягкие, а по мере развития ребенка увеличивать нагрузку на кисть, применяя более твердые карандаши. При выполнении заданий дети должны держать карандаш свободно, легко совершая движения в разных направлениях, самостоятельно регулировать размах кисти и не напрягать руку и пальцы. Необходимо обеспечивать и временной контроль. Непрерывная графическая нагрузка не должна превышать пяти минут. Продолжительность же всего занятия зависит от возраста, уровня и темпа развития.         

          Работа по развитию графомоторных навыков у детей с ОНР включает условно два этапа:

1-й этап – подготовительный

         Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики. Здесь ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как «Попади в цель», «Дорожки».

2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам

  1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
  2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
  3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
  4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

         Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре. При этом тренировку пальцев и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно и можно подключать вторую руку, не ведущую.

         Графические упражнения приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку.

        Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.), пространственное ориентирование, а самое важное и необходимое для детей с речевыми нарушениями это развитие речи.

        При исследовании состояния графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР в сентябре 2018 учебного года мы использовали следующие методики: методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), методика «Домик» (по Н.И.Гуткиной), графическая проба «Заборчик», проба Н.И. Озерецкого, «Кулак— ребро—ладонь» и проба на перебор пальцев.

       Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. Уровень выполнения считается высоким и ставится 5 баллов, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз. Все остальные ошибки оцениваются меньшим количеством баллов: три и более выхода за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.              

       Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 5 баллов. Чем больше ошибок делает ребенок, тем меньшим количество баллов оценивается работа.

        При выполнении графической пробы «Заборчик» ребенку предлагается продолжить нарисованный образец на нелинованной бумаге. Методика позволяет выявить особенности письма ребенка, способность повторить образец, точность повтора нарисованных элементов, способность письма без отрыва ручки от бумаги, нажим на ручку.

        Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак— ребро—ладонь» позволяет исследовать межполушарное взаимодействие.  Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

       Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: ребенок на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).

      Исходя из проведенного исследования, можно выделить следующие особенности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

  • сильный, или наоборот слабый нажим на ручку;
  • отставание в развитии мелкой моторики;
  • нарушения в пространственном восприятии;
  • дрожание при письме;
  • частое отрывание ручки от бумаги;
  • неспособность быстро переключаться с одного движения на другое;
  • нарушения произвольного внимания.

      Экспериментальное исследование проводилось нами на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка».

      По результатам проведенных методик мы выделили несколько уровней сформированности базиса графомоторных навыков: Высокий уровень  задания выполнены без ошибок 80  баллов; Средний уровень  есть 2 – 4 ошибки 59 баллов; Низкий уровень –задание не выполнено 29 баллов. В результате исследования сформированности базиса графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мы получили следующие результаты, что 2 ребенка с высоким уровнем развития базиса графомоторных навыков, что составляет 11,7% группы. Средний уровень развития базиса графомоторных навыков показали 7 детей, что составляет 41,2% 1 ребенок показал низкий уровень сформированности, что составляет 5.8 %группы. Анализ результатов показал, что многие дети сильно нажимали на ручку при письме, очень часто отрывали ручку от бумаги, не всегда могли ориентироваться на листе бумаги.  

        Таким образом, данные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки технологии формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

       В конце мая 2021 учебного года мы провели промежуточную диагностику уровня овладения графомоторными навыками детей подготовительной к школе группы с помощью тех же методов, что описали в начале работы.

Анализ результатов диагностики показал, что дети проявляют интерес к выполнению  графических заданий.

Ориентироваться  в пространстве на микроплоскости.  Выполняют задания по словесной  и зрительной инструкции. Сформированы графические навыки. Могут самостоятельно оценивать  правильность выполнения задания.           

 Таким образом, можно с уверенностью сказать, что развитие графомоторных навыков дает свои положительные результаты: дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти различные пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми, что свою очередь развивает как устную речь, так и письменную.

 В текущем учебном году работа по развитию графомоторных навыков продолжается.

Заключение:

          Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей (ведущей) руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.    

         Проанализировав методическую литературу, мы выявили, что у детей с общим недоразвитием речи развитие мелкой и общей моторики отстает от детей с нормой. Также у таких детей можно наблюдать нарушение речевой деятельности, зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентировки. Проведенное нами экспериментальное исследование было направлено на исследование состояния базиса графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.    

        При выполнении заданий, велось наблюдение за положением пальцев рук детей, силой нажима, ориентировкой на листе бумаги. Анализ полученных данных показал, что у большинства детей с ОНР слабое развитие пальцевой моторики; недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; отсутствие плавности линий; медленный темп выполнения предложенных заданий. Все это позволяет сделать вывод, о необходимости коррекционно-развивающей работе. Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с логопедическим заключением ОНР он вдвойне сложен.

        Таким образом, своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта, в том числе и речевого. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки.      

        Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.        

 

Список литературы

  1. Н. В Нищева Конспекты подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)  с 6 до 7лет. Сентябрь – январь. СПб.: ООО «Издательство Детство – ПРЕСС», 2015.
  2. Трясакова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей прописи Издание 3-е  / 2018
  3. Трясакова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей раскраска с заданиями Издание 2-е  / 2018
  4. Трясакова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей прописи  Издание 3-е  / 2018
  5. Уроки логопеда О.И. Крупенчук  Научите меня говорить правильно Комплексная методика подготовка ребенка к школе для  детей 4 – 6 лет издание 2014          

6. Илюхина В.А. – Первые уроки письма при подготовке к школе

7. Крупенчук О.И.: Буквы и цифры: графические диктанты. 6-7 лет

8. Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам

9. Крупенчук О.И.: Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО

10.Крупенчук О.И.: Тренируем пальчики - развиваем речь.

Подготовительная группа детского сада

11.Никитина А.В. Рисование веревочкой.

12.Новоторцева Н.: Обучение письму в детском саду

13.Османова Г.: Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:

Картотека пальчиковых игр

14.Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами

15.Ткаченко Т.А.: Физкультминутки для развития пальцевой моторики у

дошкольников с нарушениями речи

16.Фурсова, Костенко: Игры-забавы для вашего малыша: Пальчиковые

игры. Игры с предметами. Игры с красками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"...

Методическое пособие « Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».

Методическое пособие« Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».Опыт работы с детьми по данному пособию дает положительные результаты, входе пр...

Развитие мелкой моторики как технология речевого развития дошкольников.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальце...

"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "

quot;Развитие  мелкой моторики  как основы речевого развития  старших дошкольников с общим недоразвитием  речи через графомоторные упражнения "...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

Рекомендации родителям. Развитие мелкой моторики как основы речевого развития

В данном разделе размещен материал по развитию мелкой моторики рук...