ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Звук [Л] обычно появляется к 5-5,5 годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_l.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]

Звук [Л] обычно появляется к 5-5,5 годам.

При правильном произнесение звука [Л] артикуляционные органы занимают следующее положение:

- положение губ зависит от последующего гласного звука

- верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга

- язык упирается в верхние или их десна

- боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха

- корень языка при твердом [Л] поднят

- мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость

- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбка» (Улыбнуться так, чтобы, были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.)
  2. «Трубочка» (Вытянуть губы трубочкой.)
  3. «Двери открываются»  (Медленно открывать рот, чтобы расстояние между верхними и нижними зубами было 10-15мм, губы удерживаем в положение «улыбка».)

Упражнение для выработки воздушной струи.

  1. «Охотник» (Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.)

Упражнения для языка.

  1. «Иголочка» (Губы в положение «улыбка», выдвинуть длинный узкий язык вперед.)
  2. «Блинчик» (Широкий не напряженный язык положить на нижнюю губу. Верхние зубы должны быть обнажены. Произносить с высунутым между губами языком слоги «Ба-ба-ба». Сделать язык широким и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка. Чередуем упражнения «иголочка» и «блинчик».)
  3. «Качели» (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы  удерживать под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы, язык с внутренней стороны, тоже удерживать под счет от 1 до 5. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.)
  4. «Цокать как лошадка»
  5. «Индюк» (Положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, сначала медленно, потом увеличивать темп  и добавить голос, получится «БЛ-БЛ».)
  6. «Пароход гудит» (Длительно и с напряжением произносить звук  [Ы] не смыкая зубов.)

После подготовительных упражнений переходим к постановке звука [Л] одним из приемов:

- Предлагаем ребенку произносить звук [Ы] при межзубном положение языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений со звуком [Л]. Постепенно, межзубная артикуляция [Л] переводится в зазубную.  

- Если ребенок заменяет звук [Л] на двугубный [В], то раздвигаем пальцами верхнюю и нижнюю губы, между зубами просунут широкий кончик языка.

- Также можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы, произнося длительно звук [А] кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с [А] ([Ла]).

Когда ребенок научиться правильно произносить изолированный [Л] переходим к автоматизации в слогах, словах, предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...