Здоровье на кончиках пальцев
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Евдокимова Татьяна Петровна

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше будет у ребенка память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_na_konchikah_paltsev.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Путешествие в сказку».

Цель: Развитие мелкой моторики руки через действия с предметами,  конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Задачи:

Образовательные:

Решение задач коррекции (математические представления, ознакомление с окружающим миром, классификация обобщенных понятий).

Развивающие:

  1. Развивать силу мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений.
  2. Совершенствовать координацию речи  с движением, плавность и силу голоса.
  3. Развивать навыки речевого общения.
  4. Развивать логическое мышление,  творческие и композиционные способности, воображение.
  5. Активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навык удержания позы.
  2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь друг другу, умение видеть пользу от совместного  труда.
  3. Учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: фасоль и горох в коробочках, счетные палочки, бусинки, шнурки, игры-шнуровки, разрезные картинки, цветные камешки, мозаика «Сказки».

Предварительная работа:   чтение сказок.

Логопед: Ребята,  вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

(Ответы детей.)

Давайте все вместе отправимся в путешествие по сказкам. Возможно, кому-то из сказочных героев нужна наша помощь, а с кем-то мы просто поиграем.

Путешествовать мы будем с помощью загадок. Итак, начинаем!

 Как называется сказка, в которой чудеса прекращаются, когда часы показывают полночь?

Дети: «Золушка», автор  Ш. Перро.

Логопед: Чем же занималась Золушка? Что делала?

Дети: Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу. Однажды мачеха заставила ее перебирать горох и фасоль. Девушка трудилась всю ночь.

Логопед: Давайте ей поможем?!

Задание № 1: Перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).

Посчитайте, сколько у каждого из вас фасолинок и горошин?

(Ответы детей.)

Логопед: Золушке помогли, отправляемся в другую сказку.

В ней все герои крепко-крепко держались друг за друга и сделали одно  общее доброе дело. Вы догадались, как называется эта сказка?

Дети: Русская народная сказка «Репка».

Задание № 2: Нанизывание бусинок.

Логопед: Вы должны взять столько бусинок, сколько героев было в сказке. И обязательно, чтобы   первая бусинка была – желтая, а третья – красная.

Положите бусы на стол. Посчитайте и назовите по порядку героев сказки.

(Ответы детей.)

Логопед: Пора в следующую сказку отправляться. Отгадайте загадку:

Звери в домике живут, каждый занят делом тут.

Но медведь пришел сюда –

Разбегайтесь кто куда!

Дети: Русская народная сказка « Теремок».

Логопед: Правильно. В этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармошке, а другой их охраняет.

 Задание № 3: Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

- Чей теремок выше?  Ниже?

 - Чей теремок шире? Уже?  И т. д.

(Ответы детей.)

Логопед: Герой следующей сказки не человек и не животное. Узнаете, если отгадаете загадку:

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался наш дружок.

Дети: Русская народная сказка «Колобок».

Логопед: Поможем Колобку убежать от лисицы?

Задание № 4: Сказка на пальчиках.

Покатился Колобок,    (круговые движения кистей рук, одна вокруг  другой)

Колобок - румяный бок.

Первым встретил он зайчишку,     (показ зайчика кистью руки)

Маленького шалунишку.

Песню спел – не поленился,           (сжимание- разжимание пальцев)

Ну и дальше покатился.

Покатился Колобок,     (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Потом встретился волчок,               (показ волка кистью руки)

Волчок – серенький бочок.

Песню спел – не поленился,            (сжимание-разжимание пальцев)

Ну и дальше покатился.

Покатился Колобок,     (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Встретил мишку на пути,                (показ медведя кистью руки)

От него он смог уйти.

Песню спел – не поленился,            (сжимание-разжимание пальцев)

Ну и дальше покатился.

А потом в густом лесу                      (показ кистью руки лисы)

Встретил кумушку – лису.

Песню спел -  не поленился,            (сжимание-разжимание пальцев)

Еле – еле укатился!         (быстрые круговые движения кистями рук)

Логопед: В сказке «Колобок» дикие или домашние животные упоминаются?

Может ли действие этой сказки происходить зимой?

А почему у зайца уши длинные? (Ответы детей.)

Логопед: Послушайте следующую загадку и угадайте сказку:

Злая мачеха не любила,

Голодом ее морила.

Работой нагружала,

В лес отвезти угрожала.

Дети: Русская народная сказка «Морозко».

Логопед: В этой сказке было две девочки, Настенька и Марфушенька. Вспомните, какие они были?

Дети: Настенька – добрая, трудолюбивая, ловкая. Марфушка – злая, жадная, ленивая.

Логопед: Поможем Настеньке?!

Задание № 5: Обвить шнурком фигуры.

Логопед: Какое время года в сказке «Морозко»?  А какие вы еще знаете? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. (Ответы детей.)

Мороз Иванович ни разу не видел лето. Как бы вы ему объяснили, что это такое? ( Дети называют признаки и приметы лета.)

Логопед: Ребята, как зовут вредную старуху из русских народных сказок?

Дети: Баба Яга.

Логопед: Давайте все вместе расскажем про нее сказку.

Физкультминутка:

Избушка в сказочной глуши      (дети поднимают руки вверх и соединяют их

                                                       над головой в виде крыши)

Стоит на курьих ножках.           (встают на одну ногу, руки на поясе)

Из сказок знают малыши,          (соединяют ладошки на уровне груди и

                                                       раскрывают их в виде книжки)

Живет в ней Бабка Ежка.           (хлопают в ладоши)  

Наверно очень скучно ей           (руки на поясе, выполняют наклоны вправо

                                                        и влево)  

Одной в своей избушке…          (поднимают руки и соединяют их над

                                                        головой в виде крыши)

Сидит на печке, ждет гостей      (приседают, встают и смотрят вдаль

                                                        из-под руки)

И в чай макает сушки.                (выполняют упражнение «пальчики

                                                         здороваются»)  

Как в сказку хочется попасть     (встают на носочки, поднимают руки

                                                          вверх)    

И в гости к Бабке Ежке…           (встают на одну ногу)

На ступе вволю полетать,           (машут руками, как крылышками)

Увидеть курьи ножки.               (поочередно вытягивают вперед и ставят

                                                         на пятку то правую, то левую ногу, руки

                                                          на поясе.)

Логопед: Послушайте следующую загадку:

Она вся изо льда,

Холодом веет всегда.

Кая к себе увезла,

Но Герда его отняла.

Дети: Это сказка Г.Х Андерсена  «Снежная королева».

Логопед: Давайте поможем Каю собрать картинки из льдинок.

Задание № 6: Разрезные картинки.

Логопед: Ребята, вспомните, как зовут деревянную куклу с длинным носом? Как называется сказка?

Дети: Это Буратино из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Логопед: Папа Карло подарил Буратино Азбуку и отправил в школу. И вы скоро пойдете в школу.

Задание № 7: Покажите, какие вы знаете буквы. (Пальчиковая азбука.)

Выложить буквы с помощью цветных камешков (первую букву имени, фамилии, времени года и т.д.)

Выкладывание слов, составление схем слов.

 Логопед: Вам понравилось наше путешествие по сказкам? Где мы с вами только не бывали, что только не делали, всем старались помочь. Вы такие умные, ловкие, умелые. Наше занятие подошло к концу. Осталось выполнить последнее задание: соберите пазлы и назовите сказку.

Литература:

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи

Логопед. Научно-методический журнал, 2007, №2

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2007.

Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. С праздником, малыши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие: «Здоровье на кончиках пальцев»

(Валеология или здоровый ребёнок)Для детей старшего дошкольного возраста...

выступление на круглом столе "здоровье на кончиках пальцев"

«ВОЗМОЖНОСТИ ДОУ В ВОПРОСАХ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ,ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»   подготовила и провелаучитель-лого...

Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика. Ум на кончиках пальцев. Методика Новиковской О.А.

Технология сохранения и стимулирования здоровья.Пальчиковая гимнастика. Ум на кончиках  пальцев. Методика Новиковской О.А. Цель:         интелле...

Конспект занятия на развитие мелкой моторики "Здоровье на кончиках пальцев"

Задачи:Коррекционно-образовательные:1.     Развивать мелкую моторику рук и зрительную -двигательную координацию, согласовывать  движения пальцев рук, учить подражать движениям...

Дидактическое пособие «Кладовая здоровья, на кончиках пальцев».

laquo;Здоровье - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&raq...

Самомассаж "Здоровье на кончиках пальцев"

Материал содержит упражнения для самомассажа головы, ушей, шеи, лица, пальцев и других биологически активных зон....