Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ефимова Марина Геннадьевна

При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки),установление их количества и последовательности.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников предусматривает:

- высокую эффективность обучения,

- использование специальной  зрительной символики,

-повышение сложности заданий по сравнению с традиционно применяемыми,

-наличие определенного стартового порога развития фонематического восприятия,

- обучение на материале правильно произносимых звуков,

- включение в каждое упражнение значительного количества слов,

- новый способ обозначения позиции звука в слове,

- развитие внимания и памяти в ходе выполнения основных задач.

При выборе условных обозначений для гласных звуков непосредственная опора направлена на сиюминутное зрительное восприятие. Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами.Символы гласных звуков рекомендуется раскрасить (совместно с ребенком) в традиционный для них красный цвет.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для их обозначения  предлагается использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определённый, связанный со зрительным, дополнительный жестовой символ. Зрительные символы согласных звуков рекомендуется окрасить в традиционный для них- твердые согласные в синий цвет, а мягкие согласные- в зеленый. Одноцветные картинки- символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках- символах.

Материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков есть моделирование чтения, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только и то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Таким образомвыполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью символики:

- ускоряет процесс фонемообразования,

-обеспечивает готовность к усвоению грамоты,

-способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО

Работа направлена на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков посредством LEGO-конструирования....

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки

Статья рассказывает об опыте работы с детьми по обучению измерениям с помощью линейки....

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ....

ГМО. «Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте»

Почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой  анализ слов?...