ГМО. «Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой  анализ слов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_dekabr_2017.docx22.05 КБ
Файл prezentatsiya_na_gmo.pptx305.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

ГМО

Формирование навыков анализа и синтеза

звуко-слогового у детей

с общим недоразвитием речи

на занятиях по обучению грамоте

                                                                                                                                             Воспитатель комбинированной группы:

Смаранди М. Д.

                                                                                                                                               

г. Покачи, 2017г.

Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте.

    Слайд №1   Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Итак, почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой  анализ слов?

Во-первых, задача звукового анализа перед ребенком до обучения его грамоте никогда не встает, именно поэтому попытки обнаружить у детей умение производить звуковой анализ слов практически всегда оканчивается неудачей.

Во-вторых, это объясняется сложностью самого процесса. Дело в том, что разлагая слова на звуки, лишая его привычного слогового произношения,  мы совершенно искажаем слово. Ребенок, поставленный перед необходимостью провести данную операцию, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла, от значения слова и начать работать со словом как с некой формальной единицей, как со звукокомплексом.

В-третьих, дети просто не обладают средством для решения данной задачи. Данное задание вызывает затруднение даже у детей без речевой патологии, не говоря уже о детях – логопатах, имеющих в структуре речевого дефекта недоразвитие произносительной стороны, фонематического слуха и фонематического восприятия. Но практика показывает, что дети с ОНР 6 – 7 летнего возраста в ходе специального обучения могут производить полный звуковой анализ слов, но для формирования этого умственного действия им должно быть дано средство, заключающееся в максимальном развертывании действий со звуками, в материализации звукового состава анализируемых слов.

    Слайд №2   Успешность овладения навыками звуко – слогового анализа и синтеза зависит от состояния  фонематического слуха, фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей.

В работе по формированию звуко – слогового анализа выделяют два основных этапа: подготовительный и обучающий. 

 Подготовительный этап затрагивает  формирование базисных предпосылок. Здесь большую помощь нам оказывают наши коллеги: музыкальные работники, преподаватели физической культуры  и психологи. В зависимости от уровня развития детей этот период может входить в различные временные рамки. Одновременно с формирование базисных предпосылок, ведется работа по укреплению артикуляционного аппарата и развитию тонких звуковых дифференцировок.

Обучающий этап можно разделить на два больших периода:

- формирование навыков элементарного анализа;

- обучение полному звуко - слоговому анализу и синтезу.

    Слайд №3   Первый период базируется на состоянии и развитии фонематического слуха.

Фонематический слух – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы родного языка. Это способность врожденная.

Фонематический слух включает в себя:

- способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (нос – сон);

- способность различать близко звучащие, но разные по значения слова (дом – дым, коса-коза).

    Слайд №4  Порядок умственных действий применяется в период формирования элементарных форм звукового анализа, в котором выделяют следующие направления:

- узнавание звука в слове:

  а) ударные гласные звуки (абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных, затем под ударением в середине слова);

  б) согласные звуки  (в начале дают глухие согласные, но хорошо слышатся в слове и сонорные,  поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах)

  в) любые звуки  в любой позиции в слове

- определение первого звука в слове:

  а) ударные гласные (ангел,  утка,  окна);

  б) сонорные согласные;

  в) щелевые согласные;

  г) остальные согласные звуки (трудны для выделения в начале слова взрывные звуки, их трудно произнести с интонированием , они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения).

- определении последнего звука:

а) ударные гласные (кино, окно );

б) глухие согласные (кот, нос);

в) сонорные согласные (дом, сон);                                       

г) щелевые согласные.

Итак, к концу первого периода детям доступна операция нахождения места звука в слове, исходя из трех 3-х позиций (начало, середина, конец),  а так же элементарный качественный анализ (гласный – согласный). Дети знакомятся с такими понятиями как «речевой», «неречевой», «гласный», «согласный» звуки.

    Слайд №5  Второй период базируется уже не на фонематическом слухе, а на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие включает в себя:

- умение определить первый (последний ) звук в слове ;

- умение определить место звука в слове;

- умение определить линейную последовательность;

- умение определить количество звуков в слове.

Фонематическое восприятие – это способность приобретенная!

Задачами второго периода являются:

- обучение последовательному анализу с установлением точно места звука в слове по отношению друг к другу;

- совершенствование и расширение отличительных характеристик звука;

- звуковой синтез;

- слоговой анализ и синтез.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова,  в начале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит их квадратиков равных по количеству звукам в слове. Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы, затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки.

    Слайд №6   Итак, порядок анализируемых слов следующий:

-слова из двух гласных (типа ау);

-слова из двух звуков (типа ум);

-слова из трех звуков (типа мак);

-слова из двух открытых слогов (типа мама);

-слова из одного слова со стечением согласных в конце слова (типа волк);

-слова из одного слога со стечение согласных в начале слова (типа стол) ;

-слова из двух слогов закрытого и открытого (типа сумка);

-слова из трех отрытых слогов (типа машина).

    Слайд №7   Общие правила работы по формированию навыков звуко – слогового анализа:

- соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова),  полный звуковой анализ;

- соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;

- соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

 

 

                              Рекомендованная литература:

1. Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоты в детском саду. – Минск, 1992г.

2 .Наталья Дурова: Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. Из-во: Школьная пресса, 2011 г.

3. Колесникова Е. В.  «Программа "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"». Из-во: "Ювента" , 2015 г

4. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972г.

5. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб, Дельта, 1998г.

Опубликовано: 22.04.2016

6. Наталья Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Из-во: "Мозаика-Синтез", 2012г.

7. Жукова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., Педагогика, 1978г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации Смаранди М.Д. Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова у детей с ОНР на занятиях по обучению грамоте

Слайд 2

Звуковой анализ слова - определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой анализ слов? Перед ребенком не стоит задача звукового анализа до обучения его грамоте Это объясняется сложностью самого процесса Дети просто не обладают средством для решения данной задачи

Слайд 3

Подготовительный этап затрагивает формирование базисных предпосылок. Одновременно ведется работа по укреплению артикуляционного аппарата и развитию тонких звуковых дифференцировок Обучающий этап можно разделить на два больших периода: 1) формирование навыков элементарного анализа; 2) обучение полному звуко - слоговому анализу и синтезу Два этапа в работе по формированию звуко – слогового анализа

Слайд 4

Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы родного языка. Это способность врожденная. Фонематический слух включает в себя: способность слышать есть ли данный звук в слове или нет; способность различать близко звучащие , но разные по значения слова( дом – дым, коса-коза) . способность различать слова ,в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности (нос – сон );

Слайд 5

Узнавание звука в слове: Определении последнего звука: Определение первого звука в слове: а) ударные гласные звуки б) согласные звуки в) любые звуки в любой позиции в слове а) ударные гласные б) сонорные согласные в) щелевые согласные г) остальные согласные звуки а) ударные гласные б) глухие согласные в) сонорные согласные г) щелевые согласные.

Слайд 6

Фонематическое восприятие включает в себя: 1) умение определить первый ( последний ) звук в слове ; 2) умение определить место звука в слове; 3) умение определить линейную последовательность; 4) умение определить количество звуков в слове. Фонематическое восприятие – это способность приобретенная!

Слайд 7

П орядок анализируемых слов: -слова из двух гласных (ау); -слова из двух звуков (ум); -слова из трех звуков (мак); -слова из двух открытых слогов (мама); -слова из одного слова со стечением согласных в конце слова (волк); -слова из одного слога со стечение согласных в начале слова (стол) ; -слова из двух слогов закрытого и открытого (сумка); -слова из трех отрытых слогов (машина).

Слайд 8

Общие правила работы по формированию навыков звуко – слогового анализа соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова , определение первого звука последнего звука , установление места звука( начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению соблюдайте последовательность предъявления слов , предназначенных для анализа

Слайд 9

Рекомендованная литература: 1. Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоты в детском саду. – Минск, 1992г. 2 .Наталья Дурова: Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. Из-во : Школьная пресса, 2011 г. 3. Колесникова Е. В. «Программа "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"». Из-во : " Ювента " , 2015 г 4. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972г. 5. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб, Дельта, 1998г. Опубликовано: 22.04.2016 6. Наталья Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Из-во : "Мозаика-Синтез", 2012г. 7. Жукова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., Педагогика, 1978г.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие моторных навыков – важнейшая ступень в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Упражнения и игры для развития тонких движений пальцев рук.Обучение действиям с предметами.Игры с мячом, направленные на формирование правильного    звукопроизношения и развития фонемат...

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития ум...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Формирование навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования

Эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования. С помощью схем и моделей ребёнок не только слышит, но и видит элементы речи, какой звук следует за каким, сколько всего зву...

Формирование глагольного словаря с помощью системы символов у детей с общим недоразвитием речи.

В презентации представлены : задачи занятия, игры с символами для развития, закрепления и повторения глагольного словаря....

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Звук [Ш]

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи....