Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Коломенская Елена Владимировна

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervotsvety_s_z_i_zayka_ns_port.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности « Дифференциация звуков [с]- [з] на материале лексической темы «Весна.Первоцветы» использованием игровой технологии.

Составила: учитель – логопед Коломенская Е. В.

ГБДОУ д/с 76 Красносельского р-на СПб

Цель: развитие фонематических процессов речи.

Коррекционо-образовательные задачи :

1.Закрепить у детей правильное произношение и различение звуков [с],[з].

2.        Продолжать работу по развитию языкового анализа, синтеза и представлений:

  • упражнять в дифференциации звуков [с]- [з],
  • упражнять в воспроизведении слоговых рядов,

- упражнять в звукобуквенном  анализе и синтезе слов различного звукослогового состава.

- закрепить представления о связи между звуком и буквой;

- развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы.

-закреплять умение составлять простые распространенные предложения с заданными словами,

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление,  зрительный гнозис; мелкую моторику.
  • продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя соответствующие инструкции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к обучению;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать доброжелательность, выдержку, умение выслушать ответы товарищей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки на звуки [С]-[З], Картинки первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник, пролеска, крокус, медуница), карандаши

Ход:                                              

1.Организационный момент .

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна). Назовите весенние месяцы.

Дети: март   апрель  май

Логопед: Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и появились первые цветы. Как называются цветы, которые зацветают первыми?

Дети: Они называются первоцветы.        

Логопед: Посмотрите, какие первоцветы вы сейчас видите.

Дети: Мать - и - мачеха, подснежник, перелеска, медуница, крокус

2.Основная часть.

Логопед: Мы с вами уже сравнивали звуки [С]-[З] в прошлый раз.

Какими буквами они обозначаются? Дети : буквы с и з

 

-Кто самый внимательный и скажет, в названии каких первоцветов есть звук С.

 Я называю, а вы хлопаете, если услышите в названии звук С:

 Мать - и - мачеха, подснежник, перелеска, медуница, крокус

- А есть-ли в названиях звук З?

Дети: нет.

Зайка (кукла бибабо): Зато у меня, Зайки-зазнайки, в имени три звука З. Вы меня не позвали играть, я обиделся. За это я у вас заберу буквы С и З.

Логопед: Нужно вернуть буквы. Зайка, ты же нам их вернешь?

Зайка: выполните мои задания, верну.

Логопед: Выполним  дети?

а) Зайка: Расскажите про звуки [С]-[З], чем похожи, чем отличаются.

(Дается характеристика звуков.)

-Развитие дыхания  и координации речи с движением.

Инструкция: Давайте подуем на облака, чтобы солнце снова появилось. Повторяйте за мной.

Мы подуем высоко -з-з-з           (руки вверх - потянуться)                  

Мы подуем низко  - с-с-с             (руки вниз - присесть)                    

          Мы  подуем далеко з-з-з         (руки вперед)

          Мы подуем близко – с-с-с            (руки к себе)                      

б)  Зайка: Повторите за мной четко, без ошибок.

За за са              Со зо со                    Су зу су

За са за              Зы сы зы                   За сы за

в) Развитие фонематического слуха: Игра «Топни-хлопни»

Зайка: Хлопните над головой, если услышите З, топните – если С.

Слова: самолет, зуб, суп, звук, сук, усы, тазы, коза, коса, замок, узор, нос, пёс.

г) Дифференциация звуков [С]-[З] по картинкам.

Зайка: Вам нужно собрать цветок. Возьмите по лепестку. На каждом лепестке – картинка.  Соберите цветок. Со звонким З – в середине  колокольчик, с глухим С -  знак  наушники.

-«Букет» (динамическая пауза)

Логопед:

Ходим, ходим по лужку,                             Дети двигаются по кругу, по очереди

Собираем по цветку.                                    Выбирая картинку.

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?  

Дети выбирают картинки. И выкладывают на столах цветы.

д) Зайка: А теперь найдите мне картинку с самым коротким названием на левом цветке. На правом цветке.

Дети:  сок, зонт

Зайка: Научите меня составлять  слово из фишек.

е) Зайка: Какая поляна у вас получилась. Мне очень понравилась. Заберу цветы себе. А вам оставлю прошлогодние шишки (мячики массажные).  

У меня очень сложное задание: нужно катать шишки по ладошкам и помочь мне сочинить стихи.

                                                правая рука                                                                              

СА-са-са – вот идет… лиса,

Сы-сы-сы – у лисы…. усы,

Су-су-су – видели ….лису.      

                                             левая рука

За-за-за – бегает ….коза,

Зы-зы-зы – рожки у ….козы,

Зу-зу-зу – я люблю ….козу.

ж) Зайка: найдите все правильные буквы С и З.

На листочках дети обводят все правильные буквы.

з) Зайка: Я отдам вам буквы. Но тому, кто прочитает слоги и слова, написанные на другой стороне листочков.

Логопед: мы все сможем по очереди прочитать.

Дети читают, Зайка отдает буквы и вешает их на доску.

Логопед: правильно ли Зайка повесил буквы? Куда смотрит буква С? Буква З?

Дети отвечают.

3. Подведение итогов и оценка активности  детей.

Логопед: Чем мы сегодня занимались? Какие звуки мы сегодня сравнивали? Кто вспомнит слова на С? На З? Что было самым трудным? Самым интересным?

Какую оценку вы поставили бы Зайке? А друг другу?


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. "Город веселых светофорчиков"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы  ОО "Речевое развитие". "Город веселых светофорчиков"...

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей 3-4 лет на тему "В деревне у бабушки"

В данном конспекте описан план занятия, в котором дети знакомятся с окружающим миром и домашними животными: отгадывают загадки про животных, поют песенки и играют различные роли....

Методическая разработка занятия по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет). Тема: "Полёт гусеницы".

Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, мож...

Методическая разработка в области речевого развития для детей 2 группы раннего возраста по теме «Путешествие в зимний лес»

Воспитывать заботливое отношение к птицам и животным зимой, способствовать обогащению непосредственного чувственного опыта....

Итоговое занятие по речевому развитию для детей старшей группы

Итоговое занятие по речевому развитию  " В гостях у сказки"...