Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Качалкина Наталья Андреевна

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Вид занятия: подгрупповое

возрастная группа: подготовительная к школе группа

этап обучения: III период

1. Тема «Перелетные птицы»

2. Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме

3. Задачи:

 коррекционно-образовательные:

-Закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах

-Познакомить детей с названиями перелетных и зимующих птиц

 -Совершенствовать грамматический строй речи ( образование существительных в Р.п. мн.ч.)
-Формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные;

-Формировать умение работать по мнемо-таблице

коррекционно-развивающие:

-Развивать логическое мышление, память, сенсорно-зрительное восприятие.

- Развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.

 коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

4. Методическое обеспечение: карточки «перелетные и зимующие птицы» на каждого ребенка, презентация, мультимедиа-проектор

5. Словарная работа: лексическая тема «Перелетные птицы»

6.Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Продолжительность этапа

1

Организационный момент

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели. (Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

Включение в образовательную деятельность

3 минуты

2.

Основная часть

Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

1. Педагог предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

-Давайте повторим зимующих и перелетных птиц

-Ребята, на столе у вас 2 карточки, назовите, где перелетные, а где зимующие птицы и объясните почему

2.Давайте -расскажем, сколько птиц улетают в теплые края. Для этого выполним такое упражнение: «один-много»

Например, в теплые края теплые края улетают много: если один это грач, а много-грачей.

- Аист (аистов)

 - Жаворонок (жаворонков).

 - Скворец (скворцов)

 - Ласточка (ласточек).

 - Кукушка (кукушек).

 - Птица (птиц)

 - Гнездо (гнёзд).

 - Птенец (птенцов).

3. Сейчас я проведу такое упражнение: «Какой? Какая?» 

Как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?

Аист какой? – Длинноклювый.

У аиста красный клюв – красноклювый.

У грача черные глаза – черноглазый.

У лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У цапли длинные ноги – длинноногая........ 

4.Теперь упражнение с мячом, встаем в круг. Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята).

5. А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово вы получаете фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

Дети беседуют с педагогом

Упражнение «Перелетные и зимующие птицы»

Упражнение «Один-много»

Упражнение: «Какой? Какая?» 

Игра «Кто у кого?»

Игра «Подбери слово-действие»

15 минут

3.

физкультминутка

Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем.

Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.

Птицы учатся летать,

Чуть присели, полетели.

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели.

Вместе отдыхали

Выполнение движений по образцу

2 минуты

4.

Заключительная часть

-Наше занятие подходит к концу. В завершении составим рассказ по мнемо-таблице. Вы когда-нибудь составляли рассказ в такой форме?

Давайте выберем птиц, по которой вы будете составлять рассказ.

На слайде картинки птиц: грач, скворец, аист, кукушка. Дети выбирают птиц и с помощью педагога составляют описательный рассказ

Составление описательного рассказа

7 минут

5.

Итог занятия

 Ребята, о ком мы беседовали? (о перелетных птицах)

-Понравилось ли вам наше занятие?

Что было самым запоминающим, интересным, а что сложным?

-  Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

Молодцы!

Подведение итогов, ответы на вопросы

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...