8 игр на развитие грамматического строя речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Квартина Альбина Владимировна

В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 игр на развитие грамматического строя речи
Овладение ребенком грамматическими формами языка имеет важное значение для
его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится
понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический
компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с
общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи
вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание
совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем
может привести к проблемам с письменной речью.
Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические
игры.
«Один-много» (работаем над образованием множественного числа
существительного)
Взрослый говорит: «У меня собака», а ребенок должен сказать: «А у меня собаки».
Взрослый: «У меня чашка», ребенок: «У меня чашки» и т.д.
«Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)
Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочередно выкладывает
картинки с изображением диких животных и птиц, а ребенок называет: зайца, медведя,
белку, лису.
Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно
пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свеклу и т.д.»
«Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном
падеже)
Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребенок закрыл глаза, и убираем
одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем
зрительную память.
«Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)
Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить
предложение, а ребенок заканчивает его: «Белка идет в гости ... к зайцу. Жираф идет в
гости ... к зебре» и т. д.
«Большой зверь» (работаем над словообразованием).
Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы
его назовем?» Ребенок: «Котище (слонище и т. д.).
«Кто у кого?» (образовываем название детенышей с помощью суффиксов.)
Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?»
Малыш отвечает: «У козы козленок» (утенок, волчонок, бельчонок и т.д.).
«Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)
Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребенок отвечает: «Деревянный».
Задаем много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи –
какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из
грибов – какой? и т.д.
«Чье это?» (образовываем притяжательные прилагательные)
Задаем следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребенок отвечает:
«Птичий».
Можно еще спросить, например:
чья лапа у собаки – собачья,
чьи крылья у птицы – птичьи,
чей хвост у волка – волчий и т.д.
Поиграйте в эти несложные игры с ребенком. Поверьте, что как бы усердно не
работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над
устранением речевых недостатков будет более д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...