План по самообразованию
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Метлицкая Марина Владимировна

План по самообразованию: Тема: «Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самообразование26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Серовский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по позновательно - речевому направлению развития детей №11 «Золотой ключик»

     

        

План по самообразованию

Тема: «Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста  посредством художественной литературы»

Исполнитель:

Метлицкая М. В.

2021-2022 учебный год

(подготовительная к школе группа)

Тема по самообразованию:

«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста  посредством художественной литературы».

Актуальность

В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения художественной литературы, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Развивая свою речевую активность, ребенок получает возможность увереннее чувствовать себя не только в детском обществе, но и расширяются его познавательные возможности.

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют:

- воображение,

-восприятие,

-внимание,

-мышление,

-память,

-эмоции,

-воля.

Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через художественную литературу.

 

Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, ее авторам, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

  • Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей
  • Познакомить детей с творчеством и биографией писателей
  • Научиться определять жанр произведения;
  • Сформировать у детей интерес к библиотеке;
  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
  • Способствовать развитию памяти, речи, внимания
  • Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  • Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Методы и приёмы: 


Словесные 
– Чтение, рассказывание (знакомство детей с автором и литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы - Вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.


Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций с целью ознакомления с объектом наблюдений.


Игровые: дидактические и игры на закрепление полученных знаний.
С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы использую следующие формы работы с детьми:
1.занятия

2.литературные викторины

3.вечера загадок

4.литературные игры

5.организация выставок детского творчества

6.создание проектов

Ожидаемый результат:

  1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа.
  2. Участие воспитанников во всероссийских викторинах, в конкурсах детского творчества.
  3. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.


Сроки проведения.  

Самообразование.

В течение года.

Взаимодействие с районной библиотекой.

Размещение материалов в сети Интернет, публикации, участие в интернет конкурсах.

Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС.

Проведение тематических бесед.

Прослушивание аудио сказок.

Создание книг из рисунков детей.

Заучивание стихотворений, загадок, считалок.

Развивать творческое воображение, мышление, память.

Учить узнавать персонажи сказок, рассказов. Определять жанр произведения.

Знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям .

СЕНТЯБРЬ

Организация уголка книги, работа в уголке.

Оформление выставки книг «Поэты об осени»

И. Бунин, А. Фет, С. Есенин, Н. Некрасов, Ф. Тютчев - чтение.

Заучивание: Е. Трутнева «Подарки осени», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», С. Цокур «В сентябре», М. Геллер «Осень».

Загадки об осени чтение, отгадывание, Домашнее задание для детей: выучить понравившийся стишок об осени.

Творчество: оформление выставки «Краски осени».

ОКТЯБРЬ

«А. С Пушкин – великий русский поэт и сказочник.»

Знакомство с биографией Пушкина.

Оформление выставки книг автора.

Заучивание отрывка из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…», «Уж небо осенью дышало».

Чтение сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».

Выставка рисунков «По произведениям Пушкина».

Консультация для родителей «Читаем дома».

НОЯБРЬ

«Великий русский баснописец – И.А. Крылов»

Закреплять представления о жанровых особенностях басен, их отличия от сказок и стихотворений.

Оформление выставки книг автора.

Знакомство с баснями: «Квартет», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Лебедь, щука и рак».

Рассматривание иллюстраций.

Дид. игра «Насекомые».

Консультация для родителей «Научите ребенка любить книгу».

Творчество: лепка «Герои басен».

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

ДЕКАБРЬ

Русские народные сказки.

Выставка книг в книжном уголке.

Повторить с детьми знакомые сказки, совершенствовать выразительность чтения, интонацию, жесты, мимику.

Познакомить с историей появления сказки.

Знакомство с новыми сказками: «Финист-ясный Сокол», «Иван крестьянский сын и чудо Юдо», «Жар птица и Василиса Прекрасная» и др.

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка».

Творчество: выставка рисунков «Любимые герои сказок».

Создание книги своими руками «Любимая сказка»

Драматизация понравившихся сказок.

ЯНВАРЬ

«Веселые рассказы Н.Н. Носова»

Выставка книг в книжном уголке.

Прослушивание аудио произведений.

Смотр Мультфильма «Приключения Незнайки»

Чтение «Незнайка на луне», «Телефон», «Живая шляпа», «Клякса», «Тук-тук-тук», «Мишкина каша», «Федина задача», Фантазеры».

Знакомство с небылицами. Заучивание понравившейся, по выбору детей.

Рассматривание иллюстраций к книгам.

Выставка рисунков «Приключения Незнайки»

Консультация для родителей «Чтение в жизни ребенка».

Викторина по произведениям автора.

Лепка по произведению «Живая шляпа»

ФЕВРАЛЬ

Зарубежные писатели детям.

Х.К. Андерсон

Братья Гримм

Ш.Перо

Рассказ о великих сказочниках.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Выставка книг в книжном уголке.

Прослушивание аудио произведений.

«Русалочка», «Огниво»

«Бременские музыканты», «Храбрый портной», «Госпожа метелица»

Консультация «Домашняя библиотека»

Аппликация «Подводное царство»

Рисование «Любимые герои сказок»

МАРТ

М. Пришвин, Д. Мамин-Сибиряк, Е. Чарушин, К. Паустовский, В. Бианки

Познакомить с авторами, их биографией, произведениями.

Оформить выставку в книжном уголке.

Знакомить с особенностями рассказов о животных, подвести к пониманию нравственного смысла.

Воспитывать любовь к животным.

Развивать интерес и любовь к книге.

Чтение: Все произведения авторов

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Лепка «Герои рассказов»

АПРЕЛЬ

В. Драгунский, Д. Хармс, Б. Заходер.

Закреплять представления о жанровых особенностях юмористических рассказов.

Эмоционально воспринимать содержание произведений.

Формировать оценочное отношение к героям.

Познакомить с авторами, их биографией, произведениями.

Беседа о том, зачем люди сочиняют стихи.

Заучивание произведений или отрывков наизусть.

Выставки книг в книжном уголке.

Чтение: «Друг детства», «Тайное становится явным», «Профессор кислых щей», Почему рыбы молчат», «Вредный кот», «Кит и кот», «Считалия», «Веселый старичок».

Консультация «Юмор в жизни ребенка и взрослого».

Творческое придумывание своего юмористического рассказа и его иллюстрирование.

МАЙ

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

«Путешествие в страну художественной литературы»

Викторина «Кто автор?»

Д/и «Найди сказку»

Смотр мультфильмов

Театрализация по сказкам пройденных авторов.

«Отчет по самообразованию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...