Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район

Конспект открытого занятия

«1-е занятие из цикла занятий по лексической теме «Насекомые и пауки»»

Учитель-логопед

Гордиенко Наталья Сергеевна

2021г

Лексическая тема «Насекомые и пауки».

Образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые и пауки». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, навыка чтения предложений с пройденными буквами. Формирование экологического мышления.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, мышления, памяти, физиологического и речевого дыхания, творческого воображения и подражательности, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, иллюстрация к сказке «Как кузнечик помогал слабым»; предметные картинки с изображениями насекомых , музыкальный центр, СD с записью звуков , которые воспроизводят насекомые, тетрадь по числу детей, контейнеры с карандашами и фишками для звукового анализа, игрушки-насекомые, «паутина» из двухсторонней бумаг и на клеевой основе, плоскостные изображения бабочек.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов). Логопед приглашает детей в кабинет, где на столах и полу лежат плоскостные изображения насекомых (бабочки, стрекозы, кузнечика, пчелы, жука, осы, паука).

Логопед. Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.

Дети. Это насекомые и пауки.

Логопед. Верно. Сегодня мы начнем разговор о насекомых и пауках. И если вы хотите сегодня побывать в сказке «Как кузнечик помогал слабым», то выберите каждый изображение насекомого и разделите их названия на слоги.

 1-й р е б е н о к. Ба-боч-ка. В этом слове три слога.

 2-й ребенок. Стре-ко-за. В этом слове тоже три слога.

 3-й ребенок. Куз-не-чик. И в этом слове три слога.

 4-й ребенок. О-са. А в этом слове два слога.

 1-й ребенок. Жук. В этом слове только один слог.

 2-й ребенок. Пче-ла. В этом слове два слога.

 3-й ребенок. Стре-ко-за. В этом слове тоже три слога.

 4-й ребенок. Клоп. И в этом слове так же один слог.

Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с заданием, садитесь на ковер перед наборным полотном. Мы можем отправляться в сказку.

2. Рассказывание логопедом сказки С. Воронина «Как кузнечик помогал слабым». [Развитие речевого слуха.]

Логопед рассказывает сказку, поместив на наборное полотно иллюстрацию к ней. В рассказывании принимают участие дети, с которыми логопед заранее подготовил театрализацию фрагмента сказки.

Логопед. Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные Аришка вместе с мамой и папой поехала за город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий листок одуванчика приподнялся, и услышала, как кто-то крикнул: «Пора вставать!» Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и сразу стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой. Потом он надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню.

Один из детей, выучивший песню дома, поет ее.

1-йребенок.               У        меня        закон простой!

                           Побеждаю всех, кто злой!

                           Кто же слабый — помогу.

                           Я иначе не могу!

Л о г о п е д. И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик закричал...

1-й р е б е й о к. Отпусти зайчонка, не то худо будет!

2-й р е б е н о к. Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю!

1-й р е б е н о к. Ах так?!

Л о го п е д. Воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту-комару. Комар затрубил, понесся к лисе и впился ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот как его спас боевой кузнечик. Только кузнечик спад зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает красавицу- бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога.

3. Упражнение «Заштрихуй жука». [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей к столу, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Ребята, заштрихуем изображение злого жука, как будто проткнем его острыми сказочными стрелами.

Дети выполняют штриховку. Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами. Дети вновь садятся на ковер. Логопед рассказывает сказку дальше.

Логопед. Крылышки бабочек от этого портятся, и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу свой боевой вертолет и полетел прямо на жука. Давайте и мы вместе с кузнечиком ринемся в бой.

4. Упражнение «Стрекоза». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.]

Дети встают и делают знакомое упражнение

Летит стрекоза,                        Бегут по кругу, расставив руки.

Как горошины глаза.              Руками показывают большие глаза.

Вверх-вниз,                        Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.

Взад-вперед,                        Меняют направление бега.

Как Прозрачный самолет.  Свободно бегают по ковру.

Логопед. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай больше бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.

5. Упражнение «Бабочки-красавицы». [Воспитание направленной воздушной струи.]

Логопед предлагает детям встать у крутящихся модулей так, чтобы бабочки оказались на уровне рта, и помочь бабочкам закружиться в воздухе.

Логопед. А хотите помочь бабочкам закружиться в воздухе. Сделайте вдох через нос, а потом подуйте на бабочек, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Упражнение выполняется 4—5 раз по команде логопеда.

Логопед.  После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилег отдохнуть.

6. Беседа по сказке «Как кузнечик помогал слабым». [Развитие диалогической речи, памяти, навыков звукового анализа.]

Дети остаются на ковре. Логопед продолжает беседу с ними.

Логопед. ...Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как та закончилась. И девочка пошла домой. А мы с вами вспомним, каких насекомых девочка встретила в сказке.

Дети. Девочка встретила в сказке кузнечика, комара, стрекозу, жука, бабочек.

Логопед.  Подумайте, сколько звуков в слове жук?

Д е т и. В этом слове три звука.

Логопед.  Произнесите их по порядку.

Дети. [Ж], [у], [к].

Логопед.  Сколько гласных в этом слове?

Д ети. В этом слове один гласный звук [у].

Логопед.  Сколько согласных в этом слове?

Д е т и. В слове два согласных звука: [ж], [к].

Логопед.  Расскажите все, что вы знаете об этих звуках.

Д е т и. Звук [ж] — согласный звонкий твердый. Звук [к] — согласный глухой твердый.

Логопед.  Я предлагаю вам составить звуковую схему слова жук самостоятельно.

Логопед ставит на ковер перед детьми контейнер с фишками для звукового анализа. Дети составляют схему и оценивают работу друг друга.

7. Упражнение «Волшебная паутина». [Совершенствование навыка чтения предложений с пройденными буквами.]

Логопед помещает на наборное полотно «паутину» с прикрепленными к ней плоскостными изображениями бабочек и зовет детей к наборному полотну.

Логопед.  Посмотрите, оказывается, не только жук-рогач обижает бабочек. Паук сплел паутину, и бабочки в ней запутались. Давайте спасем их, осторожно достанем из паутины.

Дети берут в руки изображения бабочек.

Логопед.  Переверните бабочек и прочитайте предложения, которые написаны на их крылышках.

1-й ребенок. У жука усы.

Логопед.  Давайте составим схему последнего предложения.

Логопед ставит контейнер с фишками на стол. Дети составляют схему.

8. Упражнение «Веселые бабочки», [Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).]

Логопед приглашает детей к на ковер, на котором разложены плоскостные изображения разноцветных цветов, кустиков травы, берет в руки плоскостные изображения бабочек.

Логопед. Теперь давайте поиграем с бабочками. Я буду помогать им совершать различные действия, а вы будете об этом рассказывать.

Далее логопед совершает действия с бабочками, а дети их комментируют.

1-й р е б е н о к. Бабочка перелетает с цветка на цветок.

2-й ребенок. Бабочка сначала прилетела на цветок, а потом слетела с цветка в траву.

3-й ребенок. Бабочка вылетела из травы.

4-й ребенок. Бабочка взлетела высоко в небо.

1-й ребенок. Бабочка облетает цветки.

9. Игра с мячом «Жил на свете старый жук». [Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксом -ищ-.]

Дети остаются на ковре. Логопед берет в руки мяч и предлагает детям расположиться перед ним полукругом .

Логопед. Сейчас мы с вами расскажем о жуке-олене. Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.

Дети. Нога — ножища, рука — ручища.

Логопед. Верно. Я начинаю предложение и качу вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жука не голова, а...

1-й р е б е н о к. ...головища.

Логопед. У жука не рога, а...

2-й ребенок. ...рожищи.

Логопед. У жука не усы, а...

3-й ребенок. ...усищи.

Логопед. У жука не спина, а...

4-й ребенок. ...спинища.

Логопед. У жука не глаза, а...

1-й р е б е н о к. ...глазища.

Логопед. У жука не лапа, а...

2-й ребенок. ...лапища.

Логопед. У жука не крыло, а...

3-й ребенок. ...крылище.

Логопед. Отлично!

Логопед убирает мяч.

10. Упражнение «В летний солнечный денек». [Развитие слухового внимания и восприятия.]

Логопед. А сейчас представьте, что в летний солнечный денек мы с вами оказались на лесной полянке. Давайте закроем глаза и послушаем звуки летнего леса.

Логопед включает проигрыватель с записью звуков, которые производят насекомые. Дети слушают запись 1—2 минуты. Логопед выключает проигрыватель.

Логопед. Откройте глаза. Расскажите, что вы услышали.

Дети. Сначала жужжали пчелы, потом было слышно жужжание мухи, затем мы услышали, как поет свою песенку жук. Еще было слышно, как звенит комар. А в конце мы услышали жужжание осы и шмеля.

Логопед. Вы меня удивили. Молодцы! Вы узнали песенки всех насекомых.

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, ка- задания выполняли, что им было особенно интересно делать. Затем дети и определяют того, кто работал лучше всех на протяжении всего занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...