Что важно знать родителям детей с моторной алалией.
статья по логопедии

Михайлова Анна Витальевна

Нарушения речи у детей встречаются нередко, они многообразны по своим проявлениям и зависят от разных причин. Дети лечатся у врачей, им помогают логопеды, дефектологи, но главная роль в деле помощи ребенку несомненно принадлежит родителям, т.е. тем людям, которые находятся с ребенком в постоянном общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornaya_alaliya.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Что важно знать родители детей с моторной алалией.

Родители, имеющие моторного алалика, должны знать, что судьба ребенка в их руках. От родителей зависит способность работать, усваивать новые знания, способность понимать то, что дают ему педагоги. От вас зависит, как скоро ликвидируется моторная алалия.

Первым и главным является то, что родители должны внимательно присмотреться к ребенку и оценить его особенности и возможности: в какой мере он понимает речь, хорошо ли владеет ею, когда использует слова и когда ему трудно говорить.

Особенное внимание надо уделить на бытовые навыки ребенка: умение одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Если ребенок отстает в этом отношении, то постараться помочь ему, научить его действовать самостоятельно.

Очень важно обратить внимание на игры ребенка: насколько он самостоятелен, проявляет ли сообразительность, находчивость, однообразны или разнообразны игры.

Важно оценить степень любознательности, интереса ребенка к новому, его эмоциональности и способность сопереживать, замечать настроение окружающих и соответствующим образом реагировать. И, наконец, очень важно выяснить особенности самооценки ребенка. Конечно, очень важно родителям быть в контакте с неврологом, который будет давать советы и наблюдать, не переутомляется ли ребенок, нормальный ли у него режим дня, питание и т.д.

А теперь поговорим о том, как нужно вести себя родителям с моторным алаликом. Родители часто ведут себя в отношении ребенка, не считаясь с его возрастом, т.е. оценивают его не по возрасту, а по состоянию речи. С 5-ти летним ребенком ведут себя как с 2-х летним потому, что речь у него как у 2-х летнего ребенка. Неговорящий ребенок воспринимается более младшим, и это тормозит его развитие. Надо учитывать возраст ребенка независимо от того, в каком состоянии его речь. Моторному алалику предстоит большая работа: ему нужно подготовиться к школе и за относительно короткое время овладеть речью.

Для этого он должен уметь сосредоточить внимание, выполнять задания, быть в  какой-то мере дисциплинированным. Поэтому очень важно общее воспитание ребенка, нужно подготовить его к возможности развития в детском саду. Это возможно, если к этому отнестись разумно.

  1. Требования к ребенку должны быть справедливыми и постоянными (очень вредно сначала что-то разрешить, а в другой раз запретить – в той же ситуации).
  2. Чем постояннее требования у взрослого, тем легче ему будет воспитывать ребенка.
  3. Важно, чтобы требования к ребенку родителей и специалистов были согласованными, что намного облегчает приспособление ребенка к этим требованиям.
  4. Необходимо учитывать, что у ребенка с моторной алалией нервная система травмирована, часто нарушена его самооценка, он не уверен в своих силах, повышено утомляем. Такой ребенок особенно нуждается в том, чтобы отношение к нему было ровным и мягким.

Для ребенка с моторной алалией должны быть значимы три слова: нельзя, можно, надо. 

Надо стремиться к тому, что «можно» для него всегда означало бы «можно», а «нельзя» - всегда означало «нельзя», слово «надо» ребенок должен научиться понимать, как необходимость какого-нибудь действия. Эти замечания кажутся на первый взгляд банальными, но они являются основными правилами воспитания ребенка. Родители часто забывают эти правила.

Может принести вред чрезмерная забота родителей о состоянии речи ребенка, если они ребенку показывают. Родители водят его к одному врачу, к другому, говорят между собой при нем о его проблеме. Никогда не стоит подчеркивать проблемы в присутствии ребенка. Это может привести к нарушению самооценки.

Очень важно развивать понимание речи. Хотя у ребенка с моторной алалией понимание речи появляется своевременно и развивается быстрее, чем самостоятельная речь, все же оно находится не на хорошем уровне. Отчасти это объясняется тем, что ребенок не может спросить о значении того или иного слова, а так же тем, что с ним меньше разговаривают. Нужно добиваться умения понимать сложные фразы, тексты, по возможности расширять пассивный словарь ребенка, стремиться к тому, чтобы по уровню понимания речи он не отставал от своих сверстников. Надо говорить с ребенком громко, четко, ясно, употреблять и те же слова и выражения, быть уверенным, что ребенок понимет взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация в коллективе и обеспечение комфортного эмоционального состояния детей с моторной алалией

Адаптация в коллективе и обеспечение комфортного эмоционального состояния детей с моторной алалией...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей с моторной алалией.

Способы развития мелкой моторики у детей с моторной алалией....

Формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенк...

Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую   программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...

Конспект коррекционного занятия "Развитие произносительной стороны речи у детей с моторной алалией" Возраст 5-6 лет.

Коррекционное занятие в компенсирующей группе у детей с диагнозом моторная алалия....