Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе по теме Перелётные птицы осенью.
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Тимофеева

На занятии дети учатся пересказывать текст с помощью вопросов, выделяющих главные мысли рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе по теме Перелетные птицы.

Задачи: учить пересказывать текст, учить понимать текст, выделять главное; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением; развивать умение образовывать существительные в Род. падеже множ-м числе; развивать умение отгадывать загадки; развивать внимание и память; продолжать формировать продолжительный выдох; воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход.

1. Встаньте рядом со стульчиками, но не садитесь. Сядет тот, кто назовёт перелётную птицу.

2. Какие это птицы? (перелетные) Куда они улетают? Почему они улетают?

3. Птицы улетели, а пёрышки остались. Давайте подуем на пёрышки как ветерок: долго, долго.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

3. Отгадайте загадки( после отгадывания загадки логопед выставляет картинку с птицей на доску)

Под крышей я леплю гнездо из комочков глины,

Для птенчиков стелю на дно пуховую перину.  ( ласточка)

Вот уж диво, вот уж птица! На воде словно царица,        
Белоснежный цвет под стать, Глаза трудно оторвать.  (лебедь)

В их колониях галдеж, Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков. Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач Сад спасает черный …  (грач)

Как моряк вразвалочку,  Ходит вперевалочку.
В ил ныряет баламутка... Кто скажите это? ...(Утка)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, красноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)

4. Запомните, какие птицы на доске. Сейчас вы закроете глаза, и одна из птиц улетит на юг. А вы отгадаете, кто улетел. Отвечать нужно полным предложением. Н-р: На юг улетел аист.

5. Физминутка.

Ну-ка, птички, полетели,    ( машут руками)
Полетели и присели,          ( присели)
Поклевали зернышки,         ( руками клюют пол)
Поскакали в полюшке,        ( прыгают)
Водички попили,                  (закидываем голову назад)
Перышки помыли,               (отряхиваем одежду)
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.                (Машут руками).)

6. А сейчас послушайте рассказ «Ласточка» К. Ушинский.

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

– Не разоряй гнезда, – сказал мальчику отец. – Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.   Мальчик послушался отца.    Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышко, то стебелек моха.

Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно.

«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», – подумал мальчик.

В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам! Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил свое удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:

– Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост, в сравнении с маленьким, легким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть, вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе – о южнорусских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Черном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где все цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнездышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские морозы.

– Я не думал, что ласточки улетают так далеко, – сказал мальчик.

– Да и не одни ласточки, – продолжал отец. – Жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелетными, также улетают от нас на зиму в теплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в Южной Германии и Франции; другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь еще дальше, перелететь все Средиземное море, чтобы вывести и накормить детей где-нибудь на берегах Нила.

– Отчего же они не остаются в теплых странах целый год, – спросил мальчик, – если там так хорошо?

– Видно, им недостает корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре верст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Про кого этот рассказ? Что хотел сделать мальчик с гнездом ласточки? Зачем он хотел это сделать? Что папа ему сказал? Почему папа не разрешил разорять гнездо? Что стали делать ласточки с гнездом, когда прилетели? (чинить, выстилать пухом, мхом). Зачем они чинили гнездо? (чтобы высиживать птенцов) Когда появились птенчики, что стали делать ласточки? (Ловить мошек, много летать). Как ласточкам удавалось так много летать и не уставать? (у них большие крылья, маленькие ножки). А ещё у ласточек длинный хвост, как можно сказать одним словом (длиннохвостые). А куда улетали ласточки зимой? (в теплые страны)  А почему они возвращаются, как вы думаете? (там слишком жарко, хотят домой). Что больше всего удивляло папу? (как они находят дорогу домой).

7. И ведь не только ласточки находят свои гнёзда, но и другие перелетные птицы возвращаются в свои гнёзда, поэтому не надо разорять птичьи гнёзда, скворечники, даже если в них сейчас никто не живёт. Вот какие удивительные создания-птицы.

8.  А теперь мы поиграем в игру « Улетела стая» с кружками. Отвечать полным предложением.

Например: Я спрашиваю: «Гуси улетели?, вы отвечаете: «Улетела стая гусей». Кто правильно ответит получит кружок, у кого соберёт больше всех кружков, получит наклейку. Лебеди,  утки, соловьи, журавли, ласточки, аисты, стрижи, грачи, трясогузки, скворцы, жаворонки, дрозды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Признаки весны».

Развитие речи в подготовительной группе по теме: "Признаки весны" . Использование поговорок, пословиц, рассказ по картинкам....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие к далеким планетам».

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.С давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта ...

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе по теме "Зима"

Конспект занятия по развитию связной речив подготовительной к школе группе по теме «Зима»Программное содержание:Упражнять в составлении рассказа с опорой на наглядную схему;Актуализир...