Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
статья по логопедии

Татьяна Владимировна Цыганова

Особенности использования интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета

для развития связной речи дошкольников

с тяжёлыми нарушениями речи

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из задач речевого развития является «…развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи…».

Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.[1,с.46]. Особенности восприятия  детей с ТНР  ( низкий уровень сформированности речеслуховой памяти, довольно высокий уровень зрительного восприятия и зрительной памяти (Л.С.Выготский) заставляют задуматься над разнообразием наглядного материала и его интересной подачей.

Чтобы научить ребенка связно излагать свои мысли и подготовить к

школе, необходимо провести модернизацию коррекционного процесса

путём внедрения в него современных информационных технологий. В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.[2, с.24]

Работу над развитием связной речи в детском саду целесообразнее всего проводить на основе сказок.

Язык русских народных сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, отсутствием сложных для восприятия детьми грамматических форм, выразительностью, образностью, наличием определений, сравнений, несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную работу.[3,с.5]

 Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета заключают в себе положительные стороны традиционных  методов наглядности (формирование навыка построения диалогов и связных монологических высказываний, включение  зрительной и слуховой памяти), так и имеют ряд преимуществ. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Повышается мотивация обучения детей, активизируется  непроизвольное внимание за счет использования новых способов подачи материала. Увеличение количества и качества иллюстративного материала расширяет  объем получаемой информации, высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества у детей.

Решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели, развивая тем самым самостоятельность, собранность, усидчивость.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы и интерактивные игры  для детей: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий ребенка; развитие широкого спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность[2, с.184]

Также следует следить, чтобы  объекты, воспроизводимые на экране, были достаточными по размеру, знакомы детям. Но не стоит заменять традиционные методы интерактивными играми, нужно их дополнять.

Таким образом, данная технология  позволяет работу по развитию связной речи сделать максимально эффективной.

Литература

1.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981 - 256 с

2.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] – М.: Академия, 2003. – 192 с.

3.Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ¬СТВО „ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 2009. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию у детей с тяжёлыми нарушениями речи (заикание) устойчивого интереса к театрализованной игровой и продуктивной деятельности

Конспект бинарной непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленнности для детей с ТНР (заикание)...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...

Проектная деятельность экологической направленности как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи

Современное общество предъявляет  требования к повышению качества образования, что делает необходимым  поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе воспитателя с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)»

     Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике. Активное внедрение интерактивных игр и других...