Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»
консультация по логопедии
В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_muzykalnogo_rukovoditelya.docx | 19.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Консультация для музыкального руководителя
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»
Подготовила
Мещерякова С. В.
учитель-логопед
Коркино
2021
Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий
является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является
организующим и руководящим началом. На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес.
Знакомя детей с песнями, музыкальными сценками, мини-спектаклями, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:
- развитие словаря;
- обучение рассказыванию и чтению стихов;
- формирование диалогической речи;
- ознакомление с литературой и поэзией;
- воспитание культуры речевого общения;
- развитие дыхания.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –
пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на
слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально – дидактические игры, игры с пением способствуют развитию фонетико – фонематического слуха. В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети учатся слушать свой голос. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
Очень важное значение в процессе развития речи ребенка имеет развитие
мелкой моторики рук. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев
рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому
способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры
под музыку.
Одним из эффективных средств речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков
поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцом для подражания. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Музыкально – театрализованная деятельность включать в себя музыкально – дидактические игры, запевки, заклички, пословицы, инсценировки, постановка всех видов театра, ситуативно – сюжетные этюды, речитативы.
Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Использование в речевой работе с детьми игры способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей и соответственно могут иметь различные направления речевой работы.
Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью
и чистотой своей и чужой речи. Очень важно давать детям с речевыми нарушениями выступать наравне с другими детьми хотя бы с самыми маленькими ролями, чтобы предоставить им возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, стараясь преодолеть речевые трудности.
Использование игр – драматизаций направлено на развитие коммуникативности ребенка. Характерной особенностью этих игр является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное – свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные
способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу
разговора, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность.
Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей.
Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения
звуков и т.д. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач.
Для воспитания творческой личности большое значение имеет музыкально – игровое творчество. Оно оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
Музыкальные игры с элементами драматизации позволяют формировать
опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и воспитанников охватывает следующие направления: приобщение к искусству, народной культуре, детско – родительское взаимодействие.
Сюжеты игровых занятий позволяют создать радостную, дружескую атмосферу в детско – взрослом коллективе сада, вызвать у детей эмоциональный отклик, сделать событие ярким, впечатляющим и запоминающимся.
Мероприятия, проводимые совместно с родителями, способствуют формированию социально – личностных качеств у дошкольников, так как они перенимают опыт общения со сверстниками и взрослыми непосредственно от родителей, этот опыт переносится в игру.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. И самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...
Консультация для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Данная консультация поможет педагогам в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы...
Консультация для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Интересное рядом»
В наше время развития технических средств дети даже в дошкольном возрасте могут быстро освоить различную технику :фотоаппарат ,планшет ,компьютер .И родители радуются этому Дети научились нажима...
Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением элементов театрализованной деятельности Занятие «В гостях у сказки»
Сценарий занятия на конкурс "Учитель года 2017"Конкурсное задание «Педагогическое мероприятие с детьми»Цель: представление профессионального опыта, наглядная демонстрация тех про...
Консультация для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Интересное рядом».
Дети очень любят играть, подражать в играх взрослым. Пользуйтесь этим. Не отрываясь от своих хлопот, вы с лёгкостью можете на ходу организовать огромное количество развивающих игр для своих детей....
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизиру...