Выступление на РМО с докладом на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа работы над звукопроизношением детей с ООП».
презентация по логопедии

Светлана Юрьевна Лебедева

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Артикуляционная гимнастика как основа работы над звукопроизношением детей с ООП».

Подготовил:

учитель-логопед

МДОУ д/с комбинированного вида №23 «Аленушка»

Лебедева Светлана Юрьевна.

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика.

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1.    Пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;  

2. Активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем.

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица. С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза.

         Учим ребенка выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду.

Как правильно проводить занятия:

продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губы, ему важно видеть такое положение.

Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.

Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.

Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут. Занятия целесообразно начинать с артикуляционных упражнений для того чтобы разогреть мышцы и вспомнить нужную артикуляционную позу  для определенного звука.

Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения. Логопедические сказки представлены у разных авторов.

Например, у  Куликовской Т.А. подобранные комплексы упражнений «логопедические сказки» определенной тематики. Сказка первая «Домашняя» поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, третья сказка «Учебная» будет способствовать тренировки ориентировки в пространстве, шестая сказка «Зоологическая» научит имитировать движения некоторых животных.

Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи. Гимнастику можно выполнять с варежками, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. 

Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.

«Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.

«Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

«Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.

«Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.

Детям понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;

положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;

вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;

язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;

облизать чупа-чупс с разных сторон.

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.

Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.

Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.

Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.

Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.

Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».

Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».

Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.

Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.

Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

Надувать и сдувать щёки.

Попеременно надувать то левую, то правую щеку.

Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.

Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.

Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Комплекс для постановки свистящих звуков

Комплекс для постановки шипящих звуков

Комплекс для постановки звука л

Комплекс для постановки звука р

А комплексы представить в виде «артикуляционных дорожек». Например:  «Помоги Незнайке пройти по дорожке и прийти в Солнечный город».

Рекомендации

Успех занятий зависит от трёх факторов:

правильной диагностики нарушений произношения звуков;

строгой последовательности нарастания сложности упражнений;

своевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у детей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание ей коррекционного смысла — наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Тренинг предназначен для родителей детей старшей логопедической группы. Время проведения: первый период обучения, октябрь....

Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы).

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная ра...

Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...

Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения

      Материал адресован родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Он может быть также полезен воспитателям дошкольных учреждений.   ...

Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"...

Консультация на тему: "Артикуляционная гимнастика как основа звукопроизношения"

Консультация для родителей с подобором артикуляционных упражнений....

Презентация на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа работы над звукопроизношением детей с ООП».

*Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц....