Проект
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект в подготовительной группе "Перелётные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка- детский сад № 21
поселка имени М. Горького
муниципального образования
Кавказский район
Проект на тему:
«Перелетные птицы»
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста ОНР,
учитель-логопед, воспитатели, родители.
Разработчики:
учитель-логопед
Шатохина Е.Ю
Воспитатели:
Астрецова Н.С.
Борисова Е.Н.
Кавказский район
2021г.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Перелетные птицы» |
Руководитель проекта | Шатохина Екатерина Юрьевна |
Консультанты (если есть) | - |
Состав и возраст проектной группы | Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет с ОНР. |
Срок реализации | 25.10.21 – 29.10.21 Краткосрочный (1 неделя) |
Типология проекта | Внутриучрежденческий, познавательно-речевой |
Образовательные области | Развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие. |
Актуальность | Работая со старшими дошкольниками с ОНР мы пришли к выводу, что дети не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, путают зимующих и перелётных птиц. Воспитанники испытывают сложности при составлении описательного рассказа о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы». |
Цель проекта | Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи на материале темы «Перелетные птицы». |
Задачи проекта | Уточнять, расширять и закреплять словарь семантического поля «перелетные птицы». Уточнять знания детей о перелетных птицах, об их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств. Расширять и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания. Закреплять умение распознавать птиц по величине, окраске, контурному и силуэтному изображению. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор. Развивать связную речь. |
Этапы и характеристика деятельности участников проекта. | Аналитический этап: выявление уровня сформированности представлений о перелетных птицах. Подготовительный этап: определение учителем-логопедом темы, цели и задач, содержания проекта; прогнозирование результата. Родители: подбор иллюстративного материала. Дети: предложили итоговый продукт проекта – книгу о перелетных птицах. Основной этап: разработка системы интеграции образовательной деятельности познавательного характера с коррекционным направлением развития детей. Итоговый: создание книги-описания о перелетных птицах (родители, дети). |
Методические рекомендации | Педагогическая задача воспитания состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком информации, а дать возможность самому овладеть знаниями в ходе специально организованных занятий, дидактических игр, упражнений. Развивать умение слушать и слышать, грамматически верно излагать свои мысли, дружелюбно относиться друг к другу. |
Предполагаемые итоговые продукты проекта и ожидаемые результаты | Дети знают и называют перелётных птиц, рассказывают об особенностях внешнего вида, приспособлении к среде обитания. Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы. Воспитанники умеют образовывать прилагательные способом словосложения, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных на материале лексической темы «Перелетные птицы». Итоговый продукт: книга «Перелетные птицы». |
Рабочее планирование проекта | Подготовительный: Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации. Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, образовательной, самостоятельной деятельности детей. Подготовить и разместить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «Тема Перелетные птицы – играем с детьми». Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий. Выявление уровня сформированности знаний по данной теме. Содержательный: Реализация проекта в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное; в коррекционной работе с детьми. Составление описательных, творческих рассказов детьми. Консультация для родителей: «Перелётные птицы». Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей). Итоговый: Обработка результатов по реализации проекта. Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям. |
Необходимое оборудование: | Специальная методическая литература, настольно-печатные, дидактические игры, компьютер, мультимедийная система, предметные картинки, фотоаппарат. |
Презентация | Презентация хода проекта. Оценивание результатов. |
Портфолио проекта | Рабочие материалы, фотоматериалы, итоговый продукт. |
2. ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы обучающихся (очная, дистанционная) | Содержание работы обучающихся | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | 1 день | Очная | Принимают задачу проекта. Предлагают средства реализации и итоговый продукт. | Создание развивающей среды, подбор наглядно – дидактического материала, методической и художественной детской литературы, составление плана, постановка цели, задач, прогнозирование результатов. |
Основной | 1 неделя | Очная | Ежедневная коррекционная работа: развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики; развитие речевого выдоха; развитие умения изменять высоту голоса; работа над координацией речи с движением. Воспитателями получены задания: проведение дидактических игр и игр малой подвижности; проведение пальчиковой гимнастики, чтение художественной литературы; организация игр на развитие лексико-грамматических категорий; проведение бесед о перелетных птицах. | Проведение учителем-логопедом занятий по расширению и активизации словарного запаса; развитию грамматического строя и связной речи у детей. Изготовление педагогами наглядно-информационного материала. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей. |
Заключительный | 1 день | Составление описательного рассказа о перелетной птице. | Соотношение целей и результатов проекта. Подготовка фотоотчета о проделанной работе. |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап:
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности: к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Отклонения в формировании речи обуславливают специфические особенности психофизиологического развитие ребенка: недостаточная устойчивость внимания, отставание в развитии словесно-логического мышления, быстрая истощаемость процессов воображения, недостаточный объем сведений об окружающем мире, недоразвитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления качественного улучшения системы его речевого развития. Одним из новых форм методов обучения и воспитания детей является технология проектирования. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников.
2. Основной этап:
ПОНЕДЕЛЬНИК
1.Логопедическое развитие
Тема: «Перелётные птицы».
Цель: познакомить детей с жизнью птиц. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать мыслительную деятельность. Развивать дыхание и голос.
2.Художественно-эстетическое развитие:
Лепка. Тема: «Лебедушка с лебежатами»
Цель: совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить оттягивать от всего куска такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к скульптуре.
ВТОРНИК
1.Речевое развитие.
Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А.Фета «Ласточки пропали…»
Совершенствовать интонационную выразительность речи Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам.
СРЕДА
1.Логопедическое развитие
Тема: «Особенности строения тела птиц».
Цель: развивать функцию словоизменения. Воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них.
2.Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Осенняя пора –птица со двора»
Цель: Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные», «кочующие», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью. Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе. Расширять словарный запас через участие в беседе, восприятие произведений художественной литературы и в словесно-речевых играх.
ЧЕТВЕРГ
1.Художественно-эстетическое развитие
Тема: «Летят перелетные птицы»
Цель: обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Продолжать учить передавать несложные движения (утки летят), изменяя статичное положение частей тела (приподнятые крылья); при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.
ПЯТНИЦА
1.Логопедическое развитие.
Тема: Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли».
Цель: обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов. Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»; закреплять умение синтаксически верно строить предложения. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных. Воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.
2.Конструктивно – модельная деятельность.
Тема: «Птичка»
Цель: способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Сформировать у них эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.
Ежедневная коррекционная работа:
Развитие мелкой моторики: «Перелетные птицы», «Ласточка», «Дятел», «Птицы в небе тают…», «Шла кукушка», «Вдоль по реченьке».
Упражнения для мимической мускулатуры: «Птички радуются солнцу», «Нам грустно, что птицы улетают», «Мы удивляемся, что утки остались зимовать» и др.
Развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит», «Аист», «Гуси летят», «Птички полетели», упражнение «Сделай вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь, называй перелетную птицу».
Развитие слухового внимания: «Аисты-лягушки», «Кто летит», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».
Упражнение на ориентирование на листе: «Птичка летит».
Упражнения на развитие лексико-грамматического строя: «Назови части тела птицы», «Образуй новое слово», «Скажи ласково», «Сколько птичек улетело», «Исправь предложение», «Скажи наоборот». «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Один - много», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Раздели названия птиц на части».
Развитие связной речи (чтение и обсуждение): М. Ивенсен «Падают, падают листья», Е. Благинина «Скоро белые метели», Л. Полтава «Где живут наши птицы», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
Развитие мыслительных способностей и связной речи: Журавль высоко летает, а от реки не отлетает. Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку. Соловей берет пением, а человек — умением.
3. Заключительный этап:
Изготовление книги «Перелетные птицы»
4. Оценивание результатов:
Беседа о перелетных птицах, выявляющая уровень знаний, сформированности лексико-грамматических категорий у дошкольников компенсирующей группы для детей с ОНР (дети 5-7 лет с ОНР).
5. Результат проекта:
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- повысилась речевая активность детей;
- значительно расширился словарь семантического поля «перелетные птицы»;
- повысились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.
-среди родителей дошкольников наблюдается заинтересованность и желание сотрудничать с педагогами ДОУ по вопросам обучения дошкольников.
6.Литература:
1. Н.В. Нищева; Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., «Детство –Пресс, 2020г.
2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно 6-7 лет» конспекты занятий. Москва, изд. ГНОМ, 2019 г.
3. О.С. Гомзяк; «Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе», Москва, изд. ГНОМ, 2019 г.
4.Л.В.Куцакова, «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера», 2015 г.
5.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»: подготовительная к школе группа. – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017.
6.О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2019г.
7.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА».
8 Т.С.Комарова, Занятия по изобразительной деятельности. 2017г.
9.О.М.Ельцова, Технология организации познавательной деятельности, с 6 до 7 лет, - М.: ДЕТСТВО ПРЕСС 2020.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...