Консультация для родителей "Развитие внимания у детей"
консультация по логопедии
Многие дети очень активны и никогда не сидят на месте. Это совершенно нормальное поведение для ребенка. Но, например, у школы свои требования. Каждый ученик должен проявлять высокое внимание даже к «скучным» для него вещам, причем довольно долгое время. Поэтому внимание ребенка нужно развивать целенаправленно и с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-tsii_po_mnemotehnike.docx | 376.06 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
Учитель-логопед
Коломиец М.Н.
Многие дети очень активны и никогда не сидят на месте. Это совершенно нормальное поведение для ребенка. Но, например, у школы свои требования. Каждый ученик должен проявлять высокое внимание даже к «скучным» для него вещам, причем довольно долгое время. Поэтому внимание ребенка нужно развивать целенаправленно и с самого раннего возраста.
Устойчивость внимания – не просто фигура речи, а самое настоящее свойство умственной деятельности. Именно эта устойчивость, или концентрация, необходима для того, чтобы ребенок мог усваивать информацию и хорошо учиться. Первых проявлений устойчивого внимания можно ждать в таком «юном» возрасте, как 2-3 года, соответственно, уже с этого момента его можно развивать. Но на относительно долгое время ребенок сможет сконцентрироваться, в среднем, в 5 лет. Хотя стоит оговориться о различиях в развитии мальчиков и девочек. Вы наверняка слышали, что девочки более «собранные» и их проще готовить к школе. У мальчиков же оправданная слава непосед, и с ними нужно заниматься более интенсивно.
При этом нужно различать непроизвольное внимание от произвольного. В первом случае внимание возникает само собой к предмету, который удивляет и вызывает явный интерес ребенка. Это может быть мультфильм или показанный родителями фокус. Но для учебы нужно именно произвольное внимание, когда ребенок сам заставляет себя сосредоточиться на чем-то нужном и важном.
Вы решили, что самое время приступить к развитию произвольного внимания у вашего чада? Тогда наберитесь терпения. Не стоит требовать слишком много: такое «искусственное» внимание начинает проявляться на шестом году жизни, и его продолжительность во многом зависит от степени активности ребенка. Как известно, гиперактивным детям, которых сегодня очень и очень много, тяжелее сидеть за столом и «грызть свой первый гранит науки». Поэтому начинать надо с игр. Игра – это и весело, и полезно, если правильно подобрать ее форму.
Если вы уже позволяете ребенку немного времени проводить за компьютером, хорошую службу могут сослужить онлайн-игры для развития внимания. Их несложно найти, сделав простой запрос в поисковиках. Но одним монитором не обойтись. К онлайн-играм можно и нужно добавлять игры обычные. Самый простой вариант – купить в магазине развивающие игры. Наверняка вы замечали в магазинах и даже играли сами со всевозможными «карточками-запоминалками».
Подобные игры очень просты, и чтобы добиться успеха, даже не надо играть часами. Достаточно уделять этому занятию 30 минут, но ежедневно. К тому же, сегодня можно подобрать такие развлечения для любого возраста, чуть ли не с рождения, так что с вариантами проблем быть не должно.
К следующему этапу можно приступать, если вы чувствуете, что ребенку легко даются игры, и он готов тратить на них от получаса времени, не отвлекаясь. В этом случае, пора подумать о специальных упражнениях. По сути, это тоже игры, но уже без ярких карточек. Все внимание должно быть приковано к ведущему игры. Чтобы было понятно, как работают подобные упражнения, сразу приведем наглядный пример: Известная игра «Цепочка слов», которая подходит и для двоих, и для большой компании. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия фруктов. Первый игрок говорит: «яблоко»; второй добавляет еще один фрукт: «яблоко, груша»; «яблоко, груша, лимон», - добавляет третий. И так по кругу.
Конечно, совершенству нет предела, и для ускорения прогресса к подобным играм лучше подключать упражнения на развитие мелкой моторики рук. Они оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. А развитая речь, как известно – очень важная составляющая часть плодотворной умственной деятельности. К тому же, роль устных ответов невозможно переоценить в учебе. Спешим успокоить родителей: игры с пуговицами и забавными стишками хороши, но они подходят детям до трех лет. В возрасте постарше ребенок просто должен часто «работать руками». Идеальные варианты: лепка из пластилина, вырезание сложных фигурок ножницами и рисование. Правда, в последнем случае нужно просить ребенка тщательно вырисовывать мелкие детали, а еще лучше – выводить в прописях буквы и цифры.
Внимание – уникальное свойство психики человека. Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное, заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи.
ПЯТЬ ПУТЕЙ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА
Вырастить эмоционально здорового ребенка в наше время становится все более сложной задачей. Родителей тревожит проблема преступности в нашем жестоком мире, многие родители боятся за жизнь своих детей. Несмотря на все это, ничто не омрачит отношений ребенка с родителями, если между ними царит любовь. Если дети чувствуют, что их по-настоящему любят, они скорее прислушиваются к вашим наставлениям. Дети по-разному чувствуют любовь. Существует пять основных способов, которыми дети (и вообще все люди) выражают любовь. Вот они:
- Прикосновение
- Слова-поощрения
- Время
- Подарки
- Помощь
Если в семье несколько детей, у них разные характеры, и любовь они понимают по-разному. С каждым придется говорить на его родном языке. Мы любим ребенка, даже если он некрасив и звезд с неба не хватает. Мы любим его, даже когда он не оправдывает наших надежд. Мы любим ребенка, каким бы он ни был; и, что самое сложное, мы любим его, что бы он ни сделал, даже если его поведение оставляет желать лучшего.
Не ведет ли это к вседозволенности? Нет! Просто во всем нужно быть последовательным.
Дети - необычайно эмоциональные создания. Через эмоции они познают мир. Дети способны с поразительной точностью чувствовать эмоциональное состояние родителей. Они подмечают любую мелочь. Родители по-разному выражают свою любовь. Одни считают, что достаточно того, чтобы их дети ни в чем не нуждались, кормили, одевали, старались дать хорошее образование.
Другие считали, что достаточно говорить ребенку «Я тебя люблю». К сожалению, это не доказательства. Детям нужна ласка.
Прикосновение – один из самых громких голосов любви. Причем к малышу должны прикасаться не только отец и мать. Бабушки и дедушки, учителя – все они играют в жизни ребенка не последнюю роль.
К ребенку надо прикасаться ласково, кормят ли его, укладывают спать, читают сказки, усаживают на колени. Чтобы он не отставал в эмоциональном развитии, родители должны обнимать, целовать его, катать на плечах, бороться в шутку и пр.
Для многих детей прикосновение гораздо важнее слов, подарков.
Рассказывать о любви можно при помощи слов. Похвала, благодарность, ласковая поддержка выражают любовь и заботу. Такие слова прольются на душу ребенка теплым весенним дождем. Они дадут уверенность в себе, помогут почувствовать собственную значимость . всю жизнь ребенок будет хранить в душе ваши ласковые слова.
Быть резким и грубым с ребенком недопустимо. Даже если Вы погорячились, злые слова бьют по его самолюбию.
Слова-поощрения – это второй способ высказать любовь к ребенку. Некоторые дети не могут без них обойтись.
Слова «Я тебя люблю» приобретают гораздо больший смысл, если связаны с конкретным проявлением любви. Например, перед сном вы читаете сказку, он сидит рядом, прижавшись к вам, ему тепло и хорошо, он чувствует заботу, любовь, вот тогда вы можете сказать ему «Я люблю тебя».
Похвала - это не просто ласковые слова. Мы благодарим ребенка за то, что он сделал, чего добился сам, что стоило ему усилий. Хвалить нужно только за сознательный поступок. Не нужно хвалить его слишком часто, иначе слова постепенно утратят силу и смысл. Гораздо лучше похвалить ребенка, когда он сам доволен сделанным и ждет похвалы. Необдуманные похвалы опасны. Дети настолько привыкают к ним, что не могут без них обойтись. Такие дети требуют вознаграждения за любую мелочь.
«Одобрять» - значит «придавать бодрости, мужества». Каждый день ребенку приходится сталкиваться с чем-то новым. Он учится говорить, ходить, читать, кататься на велосипеде. Мы должны поддерживать ребенка, подбодрять его, чтобы он не боялся нового. Даже если малыш ошибся, скажите ему: «Молодец! Попробуй еще раз. Уже лучше! Вот умница!» Такие слова придают ребенку смелость. Ободряющие слова приносят наибольшую пользу в соединении с похвалой. Ни один добрый поступок вашего ребенка не должен остаться без внимания. Если ребенок шалит, вы непременно отругаете его, если он делает что-то хорошее, вы можете этого даже не заметить. А ведь вы должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», воспитывать в нем нравственные принципы. Вы – его наставник, вы показываете ему доброту.
Наставление – одна из важных тропинок к сердцу ребенка. Наставляя ребенка, важно выбрать правильный тон. Наставления – это добрые советы. Даже когда вы недовольны ребенком, вы можете сказать об этом с любовью. Не стоит кричать на него, это ни к чему не приведет.
Третий путь к сердцу ребенка – это время, проводимое с ним. Проводить время вместе – значит отдать ребенку все внимание целиком. Пока он мал, родители окружают его заботой и вниманием. Ребенок подрос. Уделять ему время становится все сложнее. Очень часто ребенок требует внимания к себе как раз тогда, когда родители усталые и раздражены.
Помните, время – это ваш подарок ребенку. Вы словно говорите ему: «Ты нужен мне. Мне нравится быть с тобой.» Тогда ребенок ощутит, что он нужен, необходим. Он учится ползать, вы сидите возле него на полу. Он делает первые шаги, вы идете рядом, подбадривая его. Играете в мяч, вы по-прежнему должны быть с ним. Затем школа, уроки, спорт, и вы всегда должны идти рядом с ним. На вопрос: «Откуда ты знаешь, что отец любит тебя?» - семилетняя Оля ответила: «Он любит меня, потому что он всегда рядом со мной. Мы играем в мяч, моем машину, он берет меня даже в парикмахерскую».
Чтобы быть с ребенком, вовсе не обязательно придумывать какие-то особые развлечения. Во многих семьях ребенок гораздо больше времени проводит с телевизором или с компьютером, чем с отцом.
Когда вы вместе, старайтесь чаще смотреть ребенку в глаза. Добрый заботливый взгляд поможет вам искренне рассказать ему о любви, довести ее до сердца. В основном родители используют взгляд, как наказание либо когда ругают, либо когда дают наставления. Иногда, поссорившись с кем-то из домашних, мы, в наказание, не желаем даже взглянуть на него. Это жестоко. Нельзя выражать любовь к ребенку только, когда он ведет себя хорошо отворачиваться от него, как только он натворит что-то.
В любом возрасте детям необходимо беседовать с родителями и другими взрослыми. Разговоры по душам сближают родителей и ребенка. Например: рассказать, как папа познакомился с мамой, как мама переживала в детстве по поводу своей внешности (носила очки), учеба в школе и т.д. беседа сблизит и поможет понять, что истинная красота внутри человека. Доверительные беседы со взрослыми помогут детям в будущем. Им будет легче строить отношения в школе, на работе, с друзьями. С маленькими детьми лучше всего говорить вечером, когда им пора идти в постель. В это время они особенно внимательно слушают родителей. Читать детям на ночь – очень хорошая традиция. Она поможет вам сохранить дружеские доверительные отношения. Читая, время от времени останавливайтесь, чтобы спросить, как ребенок относится к героям, к происходящим событиям. Это очень важно, потому что сейчас многие, кажется, не замечают своих чувств и не понимают, что именно от чувств зависит поведение человека. Обсуждайте с ребенком поступки и чувства персонажей.
Теплые, доверительные, неторопливые разговоры с детьми, возможно, помогут родителям избежать проблем переходного возраста.
Четвертый путь к сердцу ребенка – подарки. Для некоторых детей именно это - единственный верный путь. Однако, подарок становится символом любви тогда, когда ребенок видит, что родители действительно заботятся о нем. Если мальчик делает уборку и за это каждый раз отец что-нибудь дает ему, речь не идет о настоящих подарках. Это плата за услугу. Или мама обещает купить мороженое за то, что дочка спокойно посидит у врача – не подарок, а обычная взятка, с помощью которой ребенок манипулирует.
Подарок обязательно нужно упаковывать – так вы создаете ощущение праздника. Малыш развязывает бант, и у него от счастья замирает сердце. Будьте особенно осторожны в отделах игрушек, проявите настоящую мудрость. В наши дни у родителей появился настоящий «враг» - реклама. Ребенок умоляет вас купить игрушку, которую только что увидел на экране, уверяет, что именно о ней мечтал всю жизнь, хотя минуту назад даже не подозревал о ее существовании. Тщательно обдумайте, стоит ли покупать новую игрушку. Спросите себя: «Чему она научит моего ребенка – хорошему или плохому? Долговечна ли она? По карману ли она нам?»
Игрушка не обязательно должна быть обучающей, главное, чтобы она несла положительный заряд. Многие родители, ввиду своей занятости, видят своих детей только по вечерам. Чтобы загладить свою вину, родители осыпают его подарками. Они считают, что подарки способны заменить ребенку их присутствие. Дети быстро понимают истинные намерения родителей, что любовь можно заменить подарками. Дети становятся расчетливыми, корыстными, они знают – чувствами и поведением людей можно манипулировать. Это приводит к самым трагическим для ребенка последствиям.
Помните, подарки не обязательно покупать. Их можно делать своими руками. Главное – придумать, как это преподнести. Ребенок, наученный получать подарок, как отражение любви родителей, умеет быть благодарным. Он дорожит своим подарком, готов его всем показывать и рассказывать, какие замечательные у него родители. Он радуется подарку, даже если вы не угадали его желание, главное – вы подумали о нем.
Пятый путь к сердцу ребенка – помощь. Материнство и отцовство – это профессия, и не легкая. Как только ваш малыш появился на свет, считайте, что вы поступили на службу. С вами заключили контракт, по меньшей мере, на 18 лет, и рабочий день у вас ненормированный.
Наша забота необходима каждый день. Нужно соблюдать режим, правильное питание, не забывать о спорте не только детям, но и самим родителям. Чтобы сохранить эмоциональное здоровье, между родителями должны царить согласие и любовь.
Вы помогаете детям. Основная ваша задача – делать то, что пойдет им во благо. Выполнять сиюминутные желания ребенка, потакать ему во всем – не лучший способ выразить любовь. Помогая ребенку, вы можете воспитать в нем ответственность и трудолюбие, хотя кому-то это и покажется странным. Некоторые родители считают, что ребенок все должен делать сам. Помощь – это еще и выражение любви. Когда мы делаем для него то, что он сам делать не умеет, мы не только преподносим ему необходимые навыки, мы даем пример служения, а значит, он не вырастет эгоистом, он всегда будет готов помочь другому. Дети, потребность в любви которых удовлетворена, скорее последуют положительному примеру родителей, чем те, которые в родительской любви не уверены.
Помогать детям – не значит полностью обслуживать их (учитывая возраст ребенка). Кто станет кормить восьмилетнюю дочь из ложечки или пятилетнего сына учить качественно постирать или погладить? В школе этому не учат, а в институте – тем более. Не ждите, что дети сделают все так же мастерски, как вы. Их таланты могут лежать в другой области. Не пытайтесь лепить из ребенка свою точную копию. Вы должны считаться с его интересами, учитывая его способности, тогда он полностью сможет реализовать свои таланты, которыми одарил его Господь.
Заботясь о ребенке, помогая ему, родители подают пример бескорыстной жертвенной любви, учат его служить другим. В том основная задача родителей.
Если дети постоянно видят, как родители заботятся о семье, о друзьях, о совершенно чужих людях, они последуют их примеру и будут так же служить ближнему. Никто, кроме вас не научит их этому.
Если мы говорим на «языке», понятном ребенку, он чувствует нашу заботу, его сердце наполняется любовью, он становится послушным, реже капризничает. Он уважает родителей, их слово для него – закон.
Помните – ребенку нужно доказать свою любовь всеми способами, о которых говорилось.
Золотое правило этики гласит: «Как хотите, чтобы к вам относились ваши дети, так и вы относитесь к ним».
Вы хотите, чтобы ваши дети ценили вашу родительскую заботу? – Тогда и вы цените их добрые поступки.
Вы хотите, чтобы ваши дети уважали вас? – Уважайте и вы их личность.
Вы хотите, чтобы ваши дети говорили вам добрые слова, полные любви и благодарности? – В таком случае, и вы говорите им такие слова!
ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Пересказ – это изложение своими словами прослушанного произведения. Он считается наиболее лёгким типом монологической речи. Пересказ помогает развить речь дошкольников, учит выделять главное из того, что услышали, отвечать на вопросы. Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает, насколько хорошо ребенок может формулировать, анализировать, понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь.
Умение пересказывать является важным фактором в подготовке к школьному обучению, ведь школьник при выполнении заданий должен передать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике.
Те дети, с которыми родители занимаются пересказом произведений различного жанра, довольно хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя из них главную, хорошо умеют отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова и совершенствуют свое умение говорить на родном языке. Именно за счет такого развития эта категория детей – этотворческие личности, которые зачастую используют в своих рассказах опыт, полученный ими в жизни.
Такое занятие как пересказ текста является творческим процессом, но при всем этом его особенностью является то, что повествование должно передавать замысел сюжета, без его изменения, передавая при этом и стиль текста. Поэтому в пересказе ни в коем случае нельзя допускать различных слов, выражений и оборотов, которые не присущи данному жанру, в котором создан «оригинал» текста. Прежде чем приступать к пересказу, нужно хорошо обдумать характер произведения и сделать детальный анализ.
Требования к литературному тексту для пересказа.
Для пересказа выбирают доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, персонажи которых имеют яркие черты характера, а мотивы их поступков понятны ребенку. Сюжеты должны иметь четкую композицию и выраженную последовательность действий. Изложение должно быть достаточно динамичным, лаконичным и образным. Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, но и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом.
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия. Выбирают художественные произведения, написанные образцовым языком, без непонятных детям слов, без сложных грамматических форм. Необходимо учитывать также объем текста и его занимательность. Так, можно использовать для пересказа народные сказки, рассказы Л.Н.Толстого, Е.Пермяка, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Д.Ушинского, небольшие по объему.
Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме.
Пересказ сказки
Главным правилом для пересказа народной сказки является неторопливость в событиях. Использовать разговорный язык можно в бытовых сказках и сказках о животных. Преимуществом пересказа сказок является то, что такие произведения зачастую строятся на диалоге и прямой речи главных героев, и поэтому ребенок может очень хорошо раскрыть и передать смысл сказки и характеры ее героев. Ну а если речь идет о волшебной сказке, то не обойтись без таинственности, романтизма и, конечно же, некоей загадочности.
Обратите внимание детей на то, что сказки начинаются со «сказочных» слов: «жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т.п.
Логичным завершением любой сказки является заключение, без него невозможно построить пересказ. Концовка должна быть такой, чтобы в непосредственной форме возвратить слушателя к обычной жизни повседневности из сказочного мира (« И стали они жить поживать и добра наживать»).
Пересказ литературных произведений
Огромное влияние на развитие речи дошкольников имеет пересказ различных литературных произведений, ведь таким образом ребенка можно научить хорошо владеть родным языком, запоминать определенные слова и развивать собственную мысль и воображение. Рассказы этой категории дают возможность ребенку проявить тот опыт, который он уже имеет
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные спривычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся удошкольниковпредставления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
Примерный перечень произведений для пересказа:
В. Сутеев: «Три котёнка», «Кто сказал мяу», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Под грибом», «Разные колёса».
В. Бианки: «Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Чёрная лисица», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок».
Е. Чарушин: «Волчишка», «Медведь», «Заяц», «Курочка».
М. Пришвин: «Золотой луг», «Беличья память», «Дятел», «Лисичкин хлеб».
И. Соколов-Микитов: «В берлоге», «Улетают журавли», «Белки».
Н. Сладков: «Отчаянный заяц», «»Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли», «Как медведя переворачивали».
К.Д. Ушинский: «Бишка», «Спор животных», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «Лекарство», «Сила не право».
Л.Н. Толстой:«Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», «Лев и собака», «Пожарные собаки», «Булька».
К.И.Чуковский: «Цыплёнок», «Путаница».
Русские народные сказки:
«Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «»Лиса и журавль».
Факторы, облегчающие процесс овладения пересказом.
Подбор текста для пересказа - это еще не все. Чтобы ребенок хорошо понял произведение и смог нормально его пересказать, родители должны еще внятно и выразительно прочитать текст. А чтобы облегчить задание малышу, после того как произведение прочитано следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание. В такого рода беседе главными должны оставаться вопросы родителя, кроме этого беседа должна быть интересной ребенку, чтобы не ослабить интерес к самому пересказу.
Другим фактором является наглядность. Дети очень любят рассматривать иллюстрации к произведениям. Они помогают ярче представить героя произведения, последовательность событий. (Ярким примером служат сказки и картинки В, Сутеева.)
Следующий фактор - это создание наглядного плана, так называемой мнемотаблицы (от «мнемо»- память). Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Договоритесь с ребёнком, что будет обозначать каждый символ. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа.
Обучая детей пересказу с опорой на мнемотаблицы, мы готовим его к
школьному обучению. Ребенок учится составлять план своего ответа. Развивается самоконтроль и саморегуляция: ребенок следит за тем, что он уже рассказал и что ему еще предстоит рассказать.
Уважаемые родители!
Не забывайте, что главным условием общения и занятий с детьми является сохранениедружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет ощущать интерес и поддержку с вашей стороны. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.Вы обязательно заметите улучшение состояния связной речи вашего ребёнка только при условии систематических занятий.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому надо с раннего возраста развивать память детей.
Старайтесь при этом, развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние, осязание тоже помогут ребёнку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т.д.
Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребёнок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребёнку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите малыша, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (Н-р: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объяснить близкое по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес-гриб, стол-чашка, вода-...). Это поможет припоминанию, и ребёнок в последующих заданиях будет использовать такой приём.
Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приёмами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой «узелок на память». Это может быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогающее вспомнить.
Разложите, 10 - 12 картинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для то- го, чтобы их легче было запомнить, ребёнок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Слова для запоминания: мяч, ложка, кровать, собака, дерево и т.д. через 20-30 минут вы даёте ребёнку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать 5 картинок и 6 слов и т.д., чем старше ребёнок, тем больше можно предъявлять картинок и слов для запоминания.
Очень полезно для развития осознанного запоминания иллюстрирование текстов, которые предлагаются для пересказа. Вы читаете небольшой рассказ, а ребёнок подбирает к нему подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разложены. На следующий день он должен воспроизвести текст по отобранным им иллюстрациям.
Вы можете разыграть с ребёнком эпизод из рассказа или сказки, вылепить или нарисовать тот или иной персонаж, чтобы легче было вспомнить текст. Таким же осмысленным надо сделать и заучивание стихов.
Прочитайте текст сами, вслух выделяя смысловые части.
Выясните у ребенка все непонятные слова и выражения, и доступно объясните их ребенку.
Задайте ребенку вопросы по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
Снова прочтите стихотворение, но уже выразительно.
Через 2-3 минуты предложите ребенку рассказать стихотворение по памяти, при этом оказывая ему помощь.
Прочтите стихотворение ещё раз и предложите ребенку представить описываемые события. Этому очень помогают зарисовки, которые вы можете выполнять сами, или картинки, которые ребенок может вырезать сам и наклеить в нужной последовательности, в соответствие с текстом.
Такие приемы, как заучивание стихов в лицах и рассказывание по-разному (весело, тихо, грустно, громко, как робот ...) помогают лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.
Предложите ребенку рассказать стихотворение через несколько часов и перед сном.
Утром следующего дня сами выразительно прочитайте стихотворение, потом попросите это сделать ребенка.
Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда ещё употребляет правильно.
Следите, чтобы при заучивании ребёнок не допускал ошибок; воспроизведение должно быть правильным.
Не раздражайтесь и не кричите на ребенка, хвалите и поощряйте его даже при маленьких успехах.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Уважаемые родители!
Учите детей думать и говорить.
Мышление является наиболее сложным психическим процессом и формирование его должно начинаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью.
Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами – это может привести к «лености» мысли!
Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детей: «Я не знаю, я не умею». Ребенку просто не хочется думать. В этом случае надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящий вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей.
Очень полезны игры с сюжетными картинками:
Положите перед ребенком картинку и попросите его рассказать, что он видит. Обязательно используйте жизненный опыт ребенка. Задавайте вопросы, типа: «Есть ли на улице ветер? Какая погода на улице, если девочка берет с собой зонт и надевает сапоги?» и т.д.
Разложите перед ребёнком 3 – 4 картинки, объединенные одним сюжетом. Пусть ребенок рассмотрит их, а потом разложит по порядку (что сначала, что потом). Если возникают трудности, не подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос.
Загадки и тестовые упражнения для развития речи и мышления.
Дети любят отгадывать загадки, их можно отгадывать и гуляя, и играя, на улице и дома. Придумывайте сами и учите детей сочинять загадки.
Положите картинки с изображением отгадок, а затем поочередно загадывайте загадки.
Особое удовольствие вызывают у детей игровые действия. Например, загадывая загадку, взрослый производит игровые действия, по которым ребенок должен ее отгадать.
Не забывайте расширять словарный запас ребенка. Для этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки играйте в речевые игры:
Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слов на заданный звук.
Игра «Скажи наоборот» Предложите называть слова противоположного значения (толстый-тонкий, широкий-узкий, мягкий-твердый).
Игра «Опиши предмет» Можно называть признаки знакомых предметов. Например, яблоко – большое, круглое, сочное, вкусное; сосна – высокая, стройная, зеленая.
Игра «Закончи предложение» Можно предложить ребенку закончить предложение. Например, взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом …», «После весны наступает …», «В лесу мы собрали …». Более сложный вариант – составление рассказа. Когда взрослый начинает, а ребенок продолжает. Дети любят сочинять и надо им в этом помогать.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Игра «Какой предмет?»
К слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
Красное — платье, яблоко, знамя, ...
Игра на развитие речи «Поймай слог»
Взрослый «бросает» слог, а ребенок должен «превратить» его в слово.
Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Чье все это?»
Ребенку показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.
Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.
Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.
Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Игра «Я начну, а ты продолжи» (смысловые ряды).
Медведь – заяц, …
Ворона – синица, …
Игра «Назови части»
Кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик - …,
Дом - ….,
Дерево - …,
Отгадай предмет по названию частей.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (Грузовик)
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама стекло (окно).
Для формирования у ребенка мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения можно использовать и другие задания.
Возьмите из детского лото картинки разных родовых групп (с изображениями цветов, одежды, игрушек, зверей, транспорта и т.д.) и попросите разложить их в «кучки», какая к какой подходит.
Подберите картинки, по которым три можно объединить в группу по общим признакам, а четвертая – лишняя. Разложите эти картинки перед ребенком в произвольном порядке и попросите убрать ту, которая не подходит. Обязательно спросите, почему он так думает, что общего у тех картинок, которые он оставил. Добивайтесь от ребенка полного развернутого ответа.
Предложите сравнить две картинки и назвать сходства и отличия. Более сложный вариант – сравнение предметов, которые ребенок в данный момент не видит: «Чем похожи и чем различаются ель и береза»?
Предложите ребенку рассмотреть картинку, где есть ошибочные изображения и определить, что перепутал художник.
Очень важным качеством, необходимым для любой деятельности является сформированность волевых усилий. Следите, чтобы ребенок всегда доводил дело до конца. И еще! Не превращайте занятия в повинность, чтобы не отбить у ребенка интерес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"
В первой статье представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР, игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...
Консультация «Методика развития внимания у детей 5-7 лет»
Подготовка к школе важна как для детей, чье развитие соответствует возрастным нормам, и так называемых детей с проблемами....
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
Консультация "Развиваем слуховое внимание у детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Внимание водитель дети на дороге "
Консультация для родителей "ПДД"...
Консультация " Развитие слухового внимания у детей"
Какие игры и упражнения можно посоветовать для домашних занятий? Как их преподать ребенку? Запомните только игра и Ваша заинтересованность, увлеченность будут толчком для усвоения этих нехитрых упражн...
Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы
Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...