Методы и приёмы развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ильканич Александра Юрьевна

В статье рассматриваются актуальные методы и приёмы развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста, так как с каждым годом возрастает актуальность данного вопроса среди родителей детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, либо центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи района, с целью диагностики речевого развития. В материале статьи кратко изложена периодизации развития словарного запаса детей дошкольного возраста, указаны методики, приёмы и материалы обогощения и активизации словарного запаса, а также указан перечень упражнений для родителей, по обогощению, закреплению и активизации лексического запаса детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ильканич Александра Юрьевна

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП ВО СПб

Методы и приёмы развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

С каждым годом в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи поступает все больше заявок от родителей на диагностику речевого развития их детей. При постановке логопедического заключения, специалисты определяют маршрут коррекционно-логопедической работы, по которому ребенок, имеющий речевое нарушение будет направлен. После проведенной диагностики логопедом и объяснения прохождения дальнейших этапов, родители, как правило, задают специалистам интересующие их вопросы, касательно развития речи детей. Чаще всего, родители, или законные представители ребенка задают вопрос «как я могу развивать речь ребенка?». Обычно логопед дает рекомендации по общему речевому развитию, то есть развитие грамматического строя речи, куда входят и словообразование и словооизменение, обогащения речи детей предлогами, развитие связной речи. Но помимо этого логопед акцентирует внимание на важность обогащения словарного запаса ребенка. Работа по обогащению, расширению и активизации словаря ребенка – важная основа, на которой будет строиться все речевое развитие ребенка в дальнейшем. Ведь слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств. Именно поэтому направления работы по обогащению, расширению, активизацией словаря являются одними из важнейших  в структуре работы по развитию речи. Овладение словарным составом языка – важное условие освоения грамматическим строем языка и связной речью. Обследование лексического запаса ребенка – неотъемлемая часть обследования речи детей дошкольного возраста.

Периодом быстрого обогащения словаря по праву считается дошкольный возраст. Первые осмысленные слова у ребенка начинают появляться к концу первого года жизни. После полутора лет обогащение активного словаря происходит достаточно быстро, и к концу второго года жизни уже составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать и 1500 слов. Третий год жизни – период наиболее интенсивного увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно интенсивно увеличивается число существительных и глаголов, а число используемых прилагательных наоборот накапливается медленно. Состав словаря ребенка отражает круг его интересов и потребностей. Поэтому особенно важно сделать среду ребенка насыщенной (не перегружая ребенка), помогать ему в накоплении словаря, поддерживать в словотворчестве, давать образец и вообще разговаривать с ребенком. Если активный и пассивный словари ребенка развиты недостаточно, то у ребенка возникают трудности при ответах на вопросы, в составлении простых предложений или небольших рассказов,  ребенок может испытывать трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми..

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова считают, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи [3].

Макарова Н.В. указывает на то, что к постепенному овладению количественным словарем приводят обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка [4]. Именно поэтому очень важно стимулировать ребенка к расширению лексического запаса, развивать его речь в целом и специальными средствами, создавать благоприятную среду для речевого развития.

Основными задачами работы по расширению словаря являются:

1. Обогащение словарного запаса, или введение новых слов в пассивный словарь ребенка - употребление ребенком, понимание им новых слов, которые ранее были ему вовсе неизвестны, или понимание новых значений слов. Чем больше ребенок узнает окружающий его мир, тем большим становится его словарный запас.

2. Закрепление и уточнение словаря. В силу своих возрастных особенностей детям дошкольного возраста необходимо неоднократно повторять новые слова, чтобы их запомнить.

3. Активизация словаря детей. Это значит научить ребенка использовать слова, которые он понимает, научить использовать новые слова в собственной речи.

Все задачи в работе по формированию словаря у дошкольника тесно связаны между собой. Они должны решаться на практике и быть не только введены в речь ребенка, но и быть использованными в речи [2].

Со стороны педагогов особенно важно понимать, что работу по обогащению и активизации словарного запаса детей важно осуществлять во всех видах работы, и также в режимных моментах в образовательном учреждении, обеспечивать подобные формы работы и дома, консультировать родителей по вопросам развития лексического запаса детей вне образовательного учреждения.        

Следующий общий вопрос для всех возрастных групп – это методы и приемы словарной работы. Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений. Лексические (словарные) упражнения. Загадывание и отгадывание загадок Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) [1].

Для развития и обогащения лексического запаса детей используется комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий следующие виды упражнений и материалов, на основе которых может быть осуществлена работа:  

- иллюстративно - графический и игровой материал

Согласно одному из общедидактических принципов, заключающегося в наглядности, доступного материала для детей, формы работы по обогащению словаря детей должны строиться на наглядных материалах, соответствующих возрасту и особенностями ребенка, быть понятными, доступными детям. Игровой материал позволит детям с интересом заниматься с педагогом;

- предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина)

Опираясь на принцип, озвученный раннее, важно сказать о том, что любое введенное, активизированное в речи ребенка слово должно быть наглядно, ребенок должен видеть, что он называет. Особенно важно это учитывать на диагностике, так как результаты диагностики речи ребенка могут разниться в зависимости от того, видит ли ребенок называемые предметы, или воспринимает лишь названия на слух.

- сюжетные картинки с изображением действий;

- коллекция предметов для ознакомления и обследования;

- муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико–тематическим циклам;

Возможность потрогать, почувствовать предмет, название которого закрепляется в речи, наощупь, увидеть его цвет, почувствовать форму, найти нужный предмет наощупь в «волшебном мешочке» - важнейший элемент в работе по обогащению и активизации словаря ребенка.

- картотека игр на активизацию словаря, словообразование и словоизменение;

- технические средства обучения.

Все виды работы могут проводиться с учетом лексической темы, актуальной в дошкольном образовательном учреждении. Например, если сейчас в группе лексическая тема – одежда, то и дома родители отрабатывают данную тему на материалы различных упражнений.

Перечень рекомендованных упражнений, для обогащения словаря ребенка:

  1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки (это могут быть изображения предметом одежды, фруктов, овощей, обуви, диких или домашних животных). Познакомить его с названиями предметов/животных. Закрепить в словаре обобщающее понятие «одежда», «фрукты», «обувь» и т.д.
  2. Если картинки изображены на отдельных карточках. Перемешайте карточки и попросите найти картинки, которые относятся к одному обобщающему понятию (например «найди только обувь»).
  3. Выберите один из предметов и попросите ребенка рассказать о нем, по определенным правилам. Например, если вы выбрали тему «фрукты», то ребенку следует: выбрать любой фрукт, назвать сам фрукт и его обобщающее понятия, затем назвать его форму, цвет, какой он на вкус и что с ним можно сделать. Таким образом, Вы задействуете сразу несколько различных понятий и активизируете не только словарь существительных, но и прилагательных и глаголов. Подобные задания отлично решают и задачу развития связной речи ребенка.
  4. Рассматривая иллюстрации в книге, попросите ребенка назвать все предметы, которые он видит. Затем попросите ребенка угадать, о каком предмете Вы говорите. После этого можно поменяться ролями.
  5. Загадывайте ребенку различные загадки, в соответствии с лексической темой.
  6. Играйте в игры «Назови 5….» (Например «назови 5 фруктов», «назови 5 предметов одежды»).
  7. На прогулке играйте в игру «Кто больше назовет предметов» или «Угадай, о чем я говорю».
  8. Попросите ребенка ответить обобщающим словом, в ответ на Ваше слово, либо дополнить слово по образцу. Например: «посуда – тарелка, птица – ворона» и наоборот.
  9. Называйте цвет и просите ребенка ответить, что может быть такого цвета. Очень важно обращать внимание на род, если вы попросили ребенка назвать что-либо желтОЕ, то и ответ должен быть среднего рода. Сначала лучше использовать такие прилагательные как «золотой» и «голубое», в которых отчетливо слышится окончание.
  10. Расскажите ребенку про мир профессий. Назовите действия, свойственные той или иной профессии и попросите ребенка назвать, о какой профессии идет речь.
  11. Рассматривая игрушку, попросите ребенка назвать детали игрушки.
  12. Если Ваш ребенок посещает логопеда, при отработке дома материала по автоматизации звука спрашивайте ребенка, все ли слова ему знакомы. В случае если ребенку встретились незнакомые слова, вместе узнайте что это такое.

Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо привлечь к сотрудничеству родителей, так как успех работы во многом определяется совместной, согласованной, целенаправленной работой педагогов  и родителей.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Таким образом, можно отметить, что практически все формы работы по расширению и активизации лексического запаса могут быть предложены родителям для самостоятельной деятельности с детьми дома и на прогулке.

Список использованных источников

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Кузьмина В.С. Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Проблемы педагогик. 2018
  3. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. – СПб.,1999. – 276 с.
  4. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет [Текст]. – СПб.: КАРО, 2004. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»

Одна из главных составляющих готовности к школе - интеллектуальное развитие. Для этого я использую составление загадок, в данном материале вы можете  познакомиться с некоторыми способами по соста...

Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

Дидактические игры как средство развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Примеры занятий, направленных на расширение словаря старших дошкольников...

Приёмы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете. Знакомство педагогов с приемами обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста....