ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Прокофьева Анна Сергеевна

Развитие речи неразрывно связано с формированием темпо-ритмической способности. Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерно недостаточное развитие темпо-ритмической организации речи. Нарушение темпо-ритмической организации речи – это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem._ritm._org._rechi_detey_s_onr.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Развитие речи неразрывно связано с формированием темпо-ритмической способности.

Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторнодыхательную программу и комплекс просодических характеристик. В процессе программирования и формирования мысли, а затем и ее вербализации происходит темпо-ритмо-интонационное членение речи. Подобному действию поддаются все этапы построения высказывания, включая намерение говорящего (интенция), лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание). Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются часто сменяющаяся частота и сила основного тона голоса, изменение длительности некоторых фонетических элементов. При прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа, формируется тон голоса. Дополнительным артикуляционно-акустическим компонентом голоса является тембр. В отличие от тона голоса, общего для множества людей, тембр у каждого человека свой. Темпо-ритмическая организация речевого потока представляется взаимодействием и совокуплением отдельных характеристик просодики. Отличительную роль в структуре темпо-ритмической организации речи играет ритм, отражающийся в чередовании ударных и безударных слогов. При помощи ритма передается характер речевой информации, ее модальность и эмоциональность. Темп и ритм находятся в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости. У ритма отмечают ряд компонентов. Одним из главных признаков речевого ритма является регулярность. Различают метрические и неметрические свойства ритма. Метрические характеризуются порядком и количеством ударных и безударных слогов, а неметрические параметры входят в понятие мелодики речи. Ритм – это отражение порядка и последовательности на биологическом уровне, основа живой и неживой системы, потому и свойства, наряду с особенностями ритма исследуются в различных научных областях. Организм каждого человека представлен совокупностью гигантского количества ритмических циклов (дыхания, ритмы биения сердца, работы мозга, синтеза белка и др.), которые согласованно взаимодействуют между собой. Правильность осуществления подобных процессов влияет на здоровье любого организма, которое, оказывается в прямой зависимости от согласованности данной работы. По мнению Н.И. Жинкина, речевой ритм представляется чередованиями ударных и безударных слогов, а также осуществляет важную роль в организации двигательно-моторных стереотипов речи.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерно недостаточное развитие темпо-ритмической организации речи.

Нарушение темпо-ритмической организации речи – это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи. Темп же – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов. Именно эти элементы могут быть нарушены при общем недоразвитии речи.

Просодические единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторнодыхательную программу и комплекс просодических характеристик.

У детей может отмечаться ускорение темпа речи (тахилалия), сопровождающееся искажением звуко-слоговой структуры, либо замедление темпа речи (брадилалия) с множеством необоснованных пауз, речевых эмбол. Ограниченность активного словаря, недостаточная сформированность звукопроизношения, фонематического слуха приводят к тому, что речь становится замедленной, аритмичной, наблюдаются паузы в построении речевого высказывания.  Это обусловлено тем, что у детей с нарушениями темпа, ритма и паузации в анамнезе присутствует патологические факторы, повлиявшие на речевое развитие детей.

У детей с ОНР способность воспринимать компоненты просодической стороны речи развито лучше, чем самостоятельное их воспроизведение. У большинства дошкольников с ОНР темп замедленный. Это может быть связано с недостаточным развитием планирующей функции речи. Замедленный темп речи отмечается у детей с ограниченным словарным запасом, они адекватно реагируют на обращенную к ним речь, понимают ее, но не могут воспроизвести сложные слова и предложения.  Детям с нормальным и ускоренным темпом доступно произнесение слов и предложений. Они произносят связные предложения, правильно выделяя в них главное по смыслу слово. Темп речи зависит также от психологических особенностей, типа нервной системы – подвижные дети говорят быстро, темп ускоренный.

У большинства детей с речевой паталогией нарушена паузация, так как их экспрессивная речь ограничена, детям недоступно произнесение сложных слов и предложений.

Нарушены все компоненты: интонация, логическое ударение, высота и сила голоса. Помимо этого, у большинства детей наблюдается слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая или напряженная). Все это повлияло на изменение мимики, артикуляции, речевого дыхания, слитность речепроизводства. Снижение звучности, силы голоса являются следствием пониженного мышечного тонуса голоса, нарушения голосовых связок. Следовательно, дошкольники не всегда могут изменить высоту голоса.

Нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов (послогового, пословного и синтагматического). Уровень развития просодической стороны речи у дошкольников с ОНР ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием.

Для коррекции темпо-ритмической стороны речи необходима специально организованная работа. Коррекционная работа по формированию темпо-ритмической организации речи начинается со становления ритмизации и координации движений, направлена на развитие чувства темпа и ритма речевых и неречевых движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше...

Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.ОНР 3 уровня характеризуются следующими...