Статья "Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда"
статья по логопедии

Егупова Татьяна Фёдоровна

В этой статье вы узнаете, какие здоровьесберегающие компоненты можно применить в практической деятельности и на что они направлены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdorovesbereg.tehnologii.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе — оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуя работу по коррекции речи, мы ставим перед собой и оздоровительные задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
  • создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  • с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Рассмотрим особенности физического развития детей с речевыми недостатками. К ним относятся:

-нарушение дыхания и голосообразования;

-нарушение общей и мелкой моторики;

-расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

-повышенная утомляемость;

-заметное отставание в показателях основных физических качеств силы, скорости, ловкости;

-нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками.  К ним относятся:

-нарушения оптико-пространственного праксиса;

-неустойчивость внимания;

-расстройство памяти (особенно слуховой);

-несформированность мышления;

-задержка развития воображения.

 В практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:

-дыхательная гимнастика;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие общей моторики;

-массаж и самомассаж;

-Су-Джок терапия;

-психогимнастика;

-релаксация

Рассмотрим каждый компонент подробнее:

Дыхательная гимнастика

Неотъемлемая часть оздоровительного режима-дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Развитие общей моторики

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы- физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию  графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Су-Джок терапия

Су-Джок терапия- стимуляция высокоактивных точек соответствующим всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

 Ручной массаж пальцев очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Эту работу проводят в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Массаж и самомассаж

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Виды развивающего массажа, использующие в логопедической практике:

-массаж и самомассаж лица;

-массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

-плантарный массаж (массаж стоп);

-аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

-массаж язычной мускулатуры.

Релаксация

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмике, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

  Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ

В помощь логопеду материалы об использовании в работе различных видов здоровьесберегающих технологий....

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...