Методические рекомендации по применению элементов сказкотерапии
консультация по логопедии

Коломиец Марина Николаевна

Используя в своей работе с детьми средней логопедической группы элементы сказкотерапии, я обязательно  учитываю  следующие особенности:

* речевой статус  детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ

Подготовила учитель-логопед

Коломиец М.Н.

Используя в своей работе с детьми средней логопедической группы элементы сказкотерапии, я обязательно  учитываю  следующие особенности:

* речевой статус  детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Методические приемы

В системе работы по сказкотерапии нами выделены три этапа работы с дошкольниками.

1.        Познавательно-аффективная ориентировка.

Цели:осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Игровые приемы:словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2.        Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Цели:овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения И ритмического рисунка.

Игровые приемы:словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

3.Выражение замещающей потребности.

Цели:приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке.

Игровые приемы:для младшего дошкольного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Особое место в данной программе отводится речевым играм.Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссёрской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой — качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.

Игровые методы и приемыв программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.

Образовательный процесс, строится на основе рабочей программы с учетом диагностики. Она носит коррекционно - развивающий характер и предназначена для воспитания и обучения детей 5-7 лет с ОНР.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

Психологическая атмосфера занятий

Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников* Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

В программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастичскихэтюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшуючасть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.

В трах поощряются самостоятельные высказывания детей относительносюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребёнку трудно сформулировать связное сообщение по памяти, ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей учитывается.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

Состав группы

Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников — 8— 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.

Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи деноминирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное предложение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации.

Условия времени проведения сказкотерапии

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15—20 мин. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25—30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, особенное направленностью на словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку.

Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже?, сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.).

        Исследования особенностей речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристиках словарного запаса (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и др.). Совершенно очевидно, что должны быть собственные приемы и методы воспитания и обучения, необходимость которых определяется особенностями речи и своеобразием связанных с нею процессов. В противном случае эффективность педагогической деятельности будет снижена.

Основная база рабочей программы - парциальная программа Т.Б. Филичивой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Веракса Н.Е. и др. «От рождения до школы». Содержание программы определено с учетом принципов, которые для детей с ОНР, приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала в соответствии с требованиями ФГОС.

Для управления педагогическим процессом отслеживаются социально значимые результаты образования дошкольников.Диагностические мероприятия не имеют цель  деления детей на категории, а являются поиском путей организации и поддержки каждому ребенку в его развитии. Обследование  проводится в течение года два раза (сентябрь, май).  Сопоставление своих результатов обследования с обследованием логопеда помогают определить зону ближайшего развития каждого ребенка, отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы (методы заучивания и воспроизведения; на эмоциональное переживание; на активизацию жизненных позиций). Данные начального и итогового обследования заносятся в групповые и индивидуальные карты развития.

В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды), АРТ-терапия (рисунок, театр), которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школе.

Для успешного устранения общего недоразвития речи необходимо всестороннее развитие и полноценное формирование личности.

Один из наиболее сложных видов психолого – педагогической помощи детям с недоразвитием речи – коррекция речевых дефектов.

Для устранения общего недоразвития речи у детей данного возраста необходим комплексный подход:

- координация воспитательных и обучающих действий педагогов;

- соответствующая организация обучения;

- решение вопросов методического обеспечения;

- комплексно - тематические планы;

- разработка и систематизация практического и дидактического материала.

Вышеизложенную систему разработала совместно с воспитателем.

Успех коррекционного обучения детей  также во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и воспитателя  (Г.В. Чиркина 2002).

 Закрепление и коррекцию речевых навыков и умений осуществляю как на фронтальных занятиях, так и в разные режимные моменты с активным использованием метода сказкотерапии.

Успешность обучения детей  в школе  во многом зависит от уровня овладения ими связной  речью. Активное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать  свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.  В связи с несформированностью речевых процессов начинают отставать другие психические функции, что отрицательно влияет на качество усвоения программы. Наблюдаются и затруднения и в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей.

Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала основной идеей моей работы: коррекция, совместная деятельность и занятия, которые основаны на методике сказкотерапии и вариативном обучении связной речи, а так же придумыванию собственных сказок. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой.

Для организации коррекционной деятельности разработала и апробировала план- программу «Коррекционная работа в логопедической группе для детей с ОНР» с использованием метода сказкотерапии. План-программа составлена с опорой на  программу  с Т.Б.Филичевой  и Г.В.Чиркиной, и О.А. Шороховой «Играем в сказку».

В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам лексических тем, изучаемых в течение двух лет.

Разработала алгоритм организации коррекционного часа  при работе со сказкой:

 1.чтение сказки;

 2.упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

 3.понтомимические этюды;

 4.упражнения на активизацию лексики;

 5.упражнения на произвольное напряжение и  расслабление мышц (с    использованием музыкотерапии);

 6.игры и игры-драматизации.

Занятия по сказкотерапии провожу в логопедическом кабинете (в группе всегда есть гиперактивные дети, поэтому необходимо снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения). Сказки по содержанию и полноте выбираю короткие по рекомендации О.А. Шороховой и А.Ю. Капской.

Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому  особое внимание обращаю на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др.), при этом каждый ребенок ощущает внимательное отношение к себе со стороны учителя – логопеда.

Цели и задачи, которые я ставила в своей работе с детьми:

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

 - уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

 - развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;

- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендаци по применению ТРКМ на занятиях по окружающему миру

В данной публикации я предлагаю способы использования компьютера(какие программы можно использовать) на занятиях по окружающему миру. Компьютер облегчает работу педагога, воспитателя в подготовке к за...

Методические рекомендации по применению дидактического материала по валеологии.

Данный материал можно использовать педагогам в работе по валеологическому воспитанию детей младшего, среднего и старшего возраста. Представлена разработка по применению мнемотаблиц, коллажей, тактильн...

Методическая разработка занятия с элементами сказкотерапии «В ГОСТЯХ У ТЕТИ КОШКИ»

В  ГОСТЯХ   У   ТЕТИ    КОШКИСцена: на  заднем плане домик с надписью «Кошкин дом». Появляется старуха Шапокляк, напевая песенку.Шапокляк. Что бы такого сд...

применение элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Применение творческих средств в работе с детьми: «СКАЗКОТЕРАПИЯ»....

методические рекомендации по применению сказкотерапии.

методические рекомендации дляыоспитателя ДОУ....

Рекомендации по применению методов сказкотерапии

Тема: «Я и другие»      Задачи:Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.Повышение самооценки детей по средствамГармонизация внутреннего сос...