Технологическая карта открытого логопедического занятия: Автоматизация звука Л «Поиск клада».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Автоматизация звука Л «Поиск клада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zanyatiya.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия: Автоматизация звука Л «Поиск клада».

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Караваева Ирина Ивановна

Группа, логопедическое заключение

Дошкольники группа старшая                                           Логопедическое заключение: ФФНР.

Подгрупповое  занятие.

Тема занятия

Автоматизация звука /Л/  в слогах и словах.

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Цель

Автоматизация звука /Л/.

Задачи

Образовательные:

  • закреплять слуховой и моторный образы звука Л ;
  • автоматизировать звук Л изолированно, в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную  и мелкую моторику.
  • Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать пространственную ориентировку. Понятия «Справа-слева».

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные:   Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом.

Познавательные:  Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

  1. Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки.
  2. Предметы: ящик для инструментов с мелкими картинками, коврограф, игрушка бегемот, бумажные лодочки с картинками, цветные пилотки из бумаги, карта, лупа, фонарь, папка.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Дополнительный материал для 6-7 лет

(Вносятся коррективы для детей подгт возраста )

Адаптировать детей к деятельности

(3мин)

Личностно-ориентированные приемы.

  1. Орг.момент .

-Дети, давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем им доброго утра!

  1. Характеристика звука

-Отгадайте загадку и вы узнаете, какой герой мультфильма у нас сегодня в гостях.

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.

Очень добрый, знаем мы.
Он свалился к нам с луны –
(Лунтик) 

-Вы узнали, кто это? (Это Лунтик из мультфильма.)Слайд

- Вы знаете, откуда он к нам прибыл? (Лунтик прилетел с Луны.)

-Какой первый звук мы слышим  в словах Лунтик и Луна? (Звук [Л].) 

Анализ артикуляции звука

- Расскажите Лунтику, как нужно правильно произносить его любимый звук [л] .

- При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, голосок звенит.

- Молодцы! Давайте произнесем песенку большого самолета  и красиво погудим язычком Л-Л-Л-Л.

Показ профиля (схемы) звука

Ребенок проверяет уклад звука и определяет его. Это звук Л.

Создание благоприятного психологического климата.

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи-        ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

 (5мин)

ИКТ

Предоставление выбора

Сообщение цели занятия:

- Лунтик хочет проверить, как вы произносите звук [Л] и предлагает вам отправиться на поиски клада.

- Вы согласны отправиться на поиски клада? (Да!)

- Как называются люди, которые ищут клад? (кладоискатели).

Игровая мотивация:  Мы станем настоящими кладоискателями и будем искать клад, который спрятал для вас Лунтик. Нам предстоит выполнить много заданий, красиво и правильно проговаривать слова и предложения со звуком Л, внимательно слушать ответы друг друга и помогать друг другу. После каждого задания вы будете получать часть от картинки на которой нарисовано где спрятан клад. Выполнив все задания у вас получится целая картинка.

- Я предлагаю вам перед началом пути хорошо подготовить наш язычок.

Артикуляционная гимнастика.(на экране)

- Выполним сначала зарядку для языка и научим этому Лунтика. («Улыбка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Индюк»

- Теперь подготовим наши внимательные ушки.

Игра «Хлопни-топни». – развитие фонематического восприятия- определение слов, начинающихся на звук Л

- Внимательно слушайте слова и хлопайте в ладоши, только если услышите слово, которое начинается на звук «Л», а если с другого звука начинается слово, топните. Я закрываю свой рот звуковым экраном, вы мои губы не видите, а только слышите слова. (ласка, паста, дорожка, ложка, стук, лук, лыжи, ножи).

-Ребята, чтобы отравиться в путешествие вам нужно распределить между собой роли: пилот(он будет управлять самолётом у него синяя пилотка),  капитан(отвечает за карту он в зелёной пилотке) помощники(один отвечает за фонарик, другой за лупу и третий за папку, в которую он будет складывать кусочки картинки получившие за выполненные задания, а в конце соберём её и узнаем где клад, у помощников желтая, красная, оранжевая пилотки).

-Давайте же скорее смотреть куда нам отправиться сначала (рассматриваем карту), определяем маршрут.

-Итак, первый пункт «Загадочный ящик».

-Ставим язычок за верхние зубы и гудим: л,л,л..

-Полетели за пилотом! (делаем круг по залу).

 

Выполняет артикуляционные упр-я   самостоятельно.

 Дети по желанию выбирают пилотки, распределяют роли.

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.

3 этап. Практическая деятельность.                      

Развивать логическое мышление

-Организовать деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату.

Организовать релаксацию.(12 мин)

Игровой прием

Деятельностный

 

Автоматизация в словах. предложениях

 Игра «Загадочный ящик»- дети садятся на пол полукругом.

-  Нам нужно назвать что находится в ящике, у нас есть подсказки в виде мелких картинок на ящике. Как же нам их разглядеть? Что нам нужно для этого? (лупы).

-Да, давайте рассмотрим через лупу картинки и назовем что находиться в ящики. Начинаем говорить: Я вижу…

(достаю предметы из ящика), а теперь давайте разделим на группы предметы которые здесь находяться. (инструменты, посуда, мебель).

-Молодцы, получите первый кусочек картинки.

-Смотрим карту и полетели дальше.

 Игра «Клетчатая поляна» Дети подходят к коврографу.

- Каких животных вы видите в квадратах?  

- Теперь давайте посчитаем всех лосей, волков, и белок (два лося, пять волков, шесть белок).

- Назовите, кто находится в правом верхнем углу? И т.д.

-Получайте второй кусочек, смотрим маршрут и полетели!

Игра «Голодный бегемот»

- Следы Лунтика нас привели к озеру. Кто обитает в озере? (Голодный бегемот) Бегемот съел звук «Л» из слова, отгадайте это слово, добавив звук «Л» в середину слова.

Пче-а, дуп-о, бе-ка, иг-а, мас-о, мет-а, кук-а, са-фетка, моча-ка.

-Молодцы, заслужили третий кусочек, отправляемся дальше!

Игра «Кто плывет в лодке?» Дети садятся около озера, на котором разложены бумажные лодочки. Дети подсвечивают на лодку с тыльной стороны и узнают, кто плывет в лодке.

- Начинайте предложение со слов : В лодке плывет ….

- Молодцы! Получите последний кусочек!

- Теперь давайте соберем картинку! (на картинки изображена коробка). Ищите коробку она где то рядом.

Поощрение: В коробке дети находят клад, в котором спрятаны медали- сладости для детей.

- Поблагодарите Лунтика за клад!

Ответы ребенка.

Действия ребенка по выбору.

 

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Отдых

Возможно повторение за ребенком (логопед в роли героя-игрушки)

Усложнение задания.

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.(2 мин)

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

Что мы сегодня делали на занятии?

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

-Тебе было интересно?

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия)

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта открытого музыкального занятия "Волшебные звуки весны"

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми  Тема: «Волшебные звуки весны»Возрастная группа: 4-5 лет.Образовательная область: художественно-эстетическое развити...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом Задачи: Коррекционно – образовательные: - Автоматизация и закрепление звука Ш в слогах и словах. - упражнять в соглас...

2021. Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУ Тема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУТема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Л» в слогах и словах.

Представлена технологическая карта индивидуального занятия учителя-логопеда...

Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи с использованием метафорических ассоциативных карт и приемов литотерапии».

Особенностью представленного индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в связной речи является:- использование приемов литотерапии (лечение камнями). Применение литотерапии в ло...