Развитие воображения у детей
консультация по логопедии

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и  соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya_u_detey.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения у детей.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и  соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

           Воображение играет весьма важную роль для развития творческих способностей ребенка. Оно может даже стать залогом будущей профессии. Воображение является основой успеха в таких профессиях, как писатель, артист, сценарист, режиссер, художник. Во многих других сферах жизни (в межличностных и профессиональных) оно также играет немаловажную роль.

Поэтому предлагаю ряд игр, которые считаю наиболее интересными и важными для развития воображения ребенка.

Игра в фигурки

Это игра на развитие способности замещать предметы заместителями. Нужно придумать интересную сказку или сюжет, в котором имеет значение последовательность размещения персонажей. Например, черепашка, мишка и зайка решили поиграть в солдатиков и стали учиться ходить строем. Но когда они построились, то зайке не понравилось быть вторым, а мишке − третьим. И начали они ссориться, т. к. не могли договориться, кто за кем будет стоять и идти. Нужно помочь друзьям. Для этого нужно предложить разные варианты того, как наши герои могут построиться.  Представим, что черепашка − это круг, мишка − треугольник, а зайка − квадрат. Вырежьте из бумаги эти фигурки и пусть ребенок переставит их в разном порядке. Потом игру можно усложнить до 4−х предметов. Чтобы малыш лучше понял, что от него нужно, возьмите три игрушки, и объясните, что вместо игрушек в игре будут использоваться геометрические фигурки.

Игра «Шкатулка со сказками»

Еще одна уже более сложная игра на заместители. Кроме того, она развивает устную связную речь ребенка. Игра для группы детей. Вырежьте из цветной бумаги разноцветные геометрические фигурки и сложите в коробочку. Предложите ребёнку сочинить сказку. Ребёнок вытаскивает из шкатулки первую фигурку, начинает сочинять. Нужно придумать, кем или чем будет в сказке эта фигурка (животное, человек, предмет и т. д.). Допустим, если малыш вытаскивает красный треугольник, можно предложить рассказать сказку про белочку или лисичку. После того, как ребёнок сочинил два – три предложения, ход может перейти к взрослому. Он вытаскивает другую фигурку и продолжает сказку.

И так далее, пока в игре не примут участие все игроки (другие члены семьи). Когда у каждого будет по фигурке, новые фигурки вытаскивать не нужно. Дальше каждый продолжает придумывать сказку о своем персонаже так, чтобы его история ложилась в общее русло событий и чтобы в итоге получилась не слишком длинная, но законченная история. Персонажи и предметы не должны повторяться.

Лучше, если их будет не более 3 – 5 - ти. Когда сказка будет закончена, разложите принимавшие в ней участие фигурки, чтобы ребёнок вспомнили, кем или чем была каждая из них.

Игра «Мешочки с подарками»

Эта игра направлена на развитие способностей создавать образ предмета по его словесному описанию, а также умения выделять существенные признаки предмета на основе его тактильного восприятия. Приготовьте небольшие предметы или игрушки и два мешочка. Лучше всего, если это будут Ваши подарки для малыша, о которых он еще ничего не знает. В каждый мешочек положите по нескольку предметов или игрушек. Лучше всего, если один мешочек приготовите Вы, а другой − Ваш ребенок.

Дальше Вы описываете один из предметов, находящихся в мешочке и предлагаете ребенку отыскать его на ощупь. И таким же образом отгадываете «подарки», которые находятся в мешочке у ребенка.

Допустим, купили Вы малышу трансформер «робот – самолет». Его можно описать так: Этот предмет может менять форму и становиться то одной игрушкой, то другой. И если после описания ребенок все равно не может угадать, что это такое, то добавьте к описанию какие-то детали игрушки. Например, «он имеет крылья и руки» и т. д. Функции предмета описывайте в последнюю очередь. После того, как малыш найдет предмет на ощупь и угадает, что это такое, наступает ваша очередь угадывать.

Сложнее всего малышу будет описывать свой предмет, лежащий в мешочке. В 5 – 7 лет ребенку еще довольно трудно выделять существенные признаки предмета и описания могут быть неточными или вообще не отражающими предмет. При возникающих затруднениях не стоит сразу поправлять ребенка или подсказывать ему, т. к. это нарушит естественный ход игры. Обсудить игру Вы можете уже после того, как угадаете загаданный малышом предмет и получите его в подарок. Тогда и обговорите с ребенком, действительно ли он описал существенные признаки предмета и какие детали упустил.

Упрощает или усложняет игру количество существенных признаков в описании предмета.

Разнообразить игру можно, не описывая предметы, а лишь предлагая их ощупать. В этом случае ребенок определяет предмет только на основе тактильного восприятия. Если угадывает − предмет достается ему в подарок, если нет − остается ничейным. При ощупывании ребенком предмета обратите его внимание на то, что важно определить особенности его формы и поверхности, изучить его впадины и выпуклости. Пусть ребенок пофантазирует, на что тот похож.

И после каждой игры не забудьте похвалить ребенка, отметить его успехи. Ваш малыш очень в этом нуждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Консультация на тему: «Развитие воображения у детей».

Основой воображения являются образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти -  это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются ...

Развитие воображения у детей старшего возраста

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....

Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).

Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....

Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. ...

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...