Консультация на тему: «Развитие воображения у детей».
статья (подготовительная группа) по теме

Свиридова Лилия Ивановна

Основой воображения являются образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти -  это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

                          ГОУ ТО «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад  III –IV видов»

                Консультация на тему:

     «Развитие воображения у детей».

                                                            Воспитатель: Свиридова Л.И.

                     

                            2008 год.

«Он у нас такой фантазёр, такой выдумщик!», что имеют в виду взрослые, говоря так о ребёнке.

На бытовом уровне воображением или фантазией называют всё то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение – это способность представить отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Основой воображения являются образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти -  это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребёнок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребёнок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.

Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.

Воображение оказывается более активным в грёзах. Грёзы обычно содержат образы того к чему человек стремиться, что является приятным и заманчивым.

Ещё более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, при прослушивании художественной литературы, музыки, просмотра картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создаётся образ.

Высший уровень воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение  - это создание совершенно нового оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приёмов творческого воображения является агглютинация. С помощью этого приёма созданы сказочные мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, волосы – водоросли), избушки на курьях ножках и т.п. другой приём творческого воображения –акцентирование – это выделение, подчёркивание какой-то части предмета, образ, что делает его непропорциональным.

Дети, конечно же, не знают этих приёмов, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей ещё мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов.

Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребёнок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь.

В старшем дошкольном  возрасте воображение может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые. Например, дети играют с баночкой из под крема, а воображают при этом кораблик. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому предмету придаётся новый смысл, и представляются действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса.

Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Если младший дошкольник начинает лепить, строить, рисовать, и лишь потом по мере действия выявляется образ поделки, то дети старше сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок научается создавать свои собственные персонажи, поселяя их во внутреннем мире. У некоторых детей воображение может подменять действительность, когда создаётся особый мир, в котором ребёнок без труда может удовлетворять любые желания. Такие случаи требуют особого внимания, так как могут привести к аутизму, погружение в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утрата интереса к реальности и могут свидетельствовать об искажении психики ребёнка.

Приёмы развития воображения разнообразны. Так, ещё Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения даёт известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребёнка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка – пароход, трава – сосульки и т.п.

Доктор психологии И.В. Вачков предлагает такие упражнения.

- Пусть мама назовёт тебе любую известную детскую сказку. Расскажи её так, чтобы в ней всё было «наоборот».

- Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты.

- Пусть мама или папа назовут по одному сказочному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.

- Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит от туда.

- Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла. Изобрази всё это в движении.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребёнка. С одной стороны, это полёт фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой – способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Развитие воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности» (из опыта работы).

Поблоковое описание из опыта работы по теме "Развития воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности". Практические упражнения....

Доклад к педсовету на тему" Развитие воображения у детей при организации познавательной и конструктивной деятельности"

Этот доклад предназначен воспитателям детских садов. В этом докладе раскрывается роль воображения в жизни ребенка и способы его развития....

Выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг».

Небольшое сообщение для педагогического совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг»....

Статья на тему: "Развитие воображения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Статья на тему:"Развитие воображения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность." Многие дошкольники испытывают страх, тревогу, неуверенность в себе, заторможеннос...

Консультация для родителей "Развитие воображения у детей"

Консультация для родителей "Развитие воображения у детей"...