Индивидуальное логопедическое занятие в условиях логопункта «Чебурашка ищет друга» (дифференциация звуков (Р - РЬ)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Алена Юрьевна Семейкина

Тип занятия

  индивидуальное

Используемые технологии

Здоровьесберегающие:  дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: побуждающий от проблемной ситуации диалог

Цель занятия

Создать условия для формирования четкого звукопроизношения, красивой и грамотной речи.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1.      Способствовать  положительному эмоциональному настроению, проявлению   интереса к занятию.

2 .Способствовать умению различать и называть твердые, мягкие  со­гласные звуки в словах.

1. Продолжать осуществлять коррекцию звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков  [р], [р']путем использования различных упражнений.  

2.      Создать условия для совершенствования навыков определения акустико - артикуляционной характеристики звуков [р], [р'],  правильного диафрагменного и фонационного дыхания , фонематического слуха, внимания, памяти, мышления. 

1.      Воспитывать настойчивость , терпение и работоспособность путем многократного повторения речевого  материала и двигательных упражнений.

2.      Воспитывать навыки самоконтроля, умение вслушиваться в речь учителя-логопеда,  путем игровых напоминаний.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1.      Умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания.

 

2.      Умение оценивать себя.

 

 

 

3.      Умение пользоваться нравственными ориентирами (сопереживание, желание прийти на помощь)

1.      Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

 

 

 

 

 

2.      Умение удерживать поставленную задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

3.      Умение видеть результат своей деятельности.

1.      Умение владеть определенными (вербальными, не вербальными) средствами общения.

2.      Умение позитивно относиться к процессу сотрудничества

 

3.      Умение слушать и слышать педагога.

 

1.      Умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

 

 

2.      Умение выделять существенные признаки объектов.

 

Материально-техническое обеспечение

Наглядный материал:  Игрушки Чебурашка, Буратино, картинки на звуки  [р], [р'],звуковая ромашка, звуковая дорожка, картинка грузовика, шнуровка с прищепками, суджок шарики, картинки антонимов, картинка игрушечный магазин, рабочая пропись.

Технические средства: мультимедийное оборудование (презентация по теме занятия)

Предварительная работа

1. Индивидуальные занятия: «Автоматизации и дифференциация звуков [р], [р'],в слогах», «Автоматизации и дифференциация звуков [р], [р'],в словах, фразе». Выполнение дыхательных упражнений, кинезиологических упражнений, упражнений на развитие моторных навыков.

2. Консультация для родителей по теме: «Домашние рекомендации по автоматизации и дифференциации звуков [р], [р']в слогах  , словах, фразах» , «Упражнения для сопряженного психофизического развития в домашних условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края,

ул. Целинная77

Индивидуальное логопедическое занятие

в условиях логопункта

«Чебурашка ищет друга»

(дифференциация звуков (Р - РЬ)

Составитель:

учитель-логопед

А.Ю.Семейкина

2021

ФИО учителя-логопеда

 Семейкина Алена Юрьевна ( Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края, ул. Целинная77)

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная к школе группа  

 

Тема занятия

 «Чебурашка ищет друга»

Тип занятия

  индивидуальное

Используемые технологии

Здоровьесберегающие:  дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: побуждающий от проблемной ситуации диалог

Цель занятия

Создать условия для формирования четкого звукопроизношения, красивой и грамотной речи.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1.      Способствовать  положительному эмоциональному настроению, проявлению   интереса к занятию.

2 .Способствовать умению различать и называть твердые, мягкие  согласные звуки в словах.

1. Продолжать осуществлять коррекцию звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков  [р], [р']путем использования различных упражнений.  

2.      Создать условия для совершенствования навыков определения акустико - артикуляционной характеристики звуков [р], [р'],  правильного диафрагменного и фонационного дыхания , фонематического слуха, внимания, памяти, мышления. 

1.      Воспитывать настойчивость , терпение и работоспособность путем многократного повторения речевого  материала и двигательных упражнений.

2.      Воспитывать навыки самоконтроля, умение вслушиваться в речь учителя-логопеда,  путем игровых напоминаний.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1.      Умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания.

 

2.      Умение оценивать себя.

3.      Умение пользоваться нравственными ориентирами (сопереживание, желание прийти на помощь)

1.      Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

 

2.      Умение удерживать поставленную задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

3.      Умение видеть результат своей деятельности.

1.      Умение владеть определенными (вербальными, не вербальными) средствами общения.

2.      Умение позитивно относиться к процессу сотрудничества

3.      Умение слушать и слышать педагога.

 

1.      Умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

2.      Умение выделять существенные признаки объектов.

 

Материально-техническое обеспечение

Наглядный материал:  Игрушки Чебурашка, Буратино, картинки на звуки  [р], [р'],звуковая ромашка, звуковая дорожка, картинка грузовика, шнуровка с прищепками, суджок шарики, картинки антонимов, картинка игрушечный магазин, рабочая пропись.

Технические средства: мультимедийное оборудование (презентация по теме занятия)

Предварительная работа

1. Индивидуальные занятия: «Автоматизации и дифференциация звуков [р], [р'],в слогах», «Автоматизации и дифференциация звуков [р], [р'],в словах, фразе». Выполнение дыхательных упражнений, кинезиологических упражнений, упражнений на развитие моторных навыков.

2. Консультация для родителей по теме: «Домашние рекомендации по автоматизации и дифференциации звуков [р], [р']в слогах  , словах, фразах» , «Упражнения для сопряженного психофизического развития в домашних условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура логопедического занятия

 

Этап, цель, длительность

Способ решения учебной задачи

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность учителя логопеда

Деятельность воспитанника

Предпосылки для формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

1. Организационный  момент, начало занятия

1.  Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

 

 (0,5 мин)

Сюрпризный момент:

Знают взрослые и дети —
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же, он.
Не нужна ему рубашка —
Он игрушка — Чебурашка

«Чебурашка ищет друга»

Словесные:беседа,объяснение

Наглядные: игрушка

Игровая беседа в форме диалога

Сообщает , что у Чебурашка ищет друга ,предлагает помочь

Внимательно слушает   высказываетт мнение об оказании помощи  

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с конкретной задачей.

Познавательные УУД:  умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

 

Коммуникативные УУД:  умение позитивно относиться к процессу сотрудничества

Педагог контролирует ход беседы,

убеждается в готовности воспитанника к восприятию информации.

Контролирует правильное понимание проблемной ситуации, участие ребенка в формулировании цели.

2. Переключение ребенка на другой вид деятельности. 

 (3 мин)

 

Артикуляция звука. (звук [Р] - язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит

У звука (Р) есть друг, он не такой твердый, но тоже дрожит - это звук (РЬ).

Артикуляция звука. (звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи)

Ну что, как ты думаешь, мы сможем помочь Чебурашке  найти сказочного друга , в имени, которого есть звук Р?

Артикуляционные упражнения

«Лопатка»

«Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Барабанщик»,»Вкусное варенье», «Гормошка», «Лошадка», «Индюк», «Кучер»

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: демонстрация действий

Игровая беседа с элементами движений

 

 

Предлагает «поиграть язычком».

Педагог использует технологию деятельностного метода, выстраивает эмоционально-положительные отношения с воспитанником

Внимательно слушает задание и выполняет упражнения

Предлагают помочь Хрюше.

 

Принимают план решения учебной задачи.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные УУД:  умение позитивно относиться к процессу сотрудничества

 

Педагог контролирует точное выполнение упражнения.

Убеждается в готовности воспитанника к восприятию информации.

3. Актуализация

 

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

(20мин)

Упражнение на развитие фонематического слуха

Игра «Ромашка» на определение звука и его месторасположение

Упражнение «Дорожка»

Словесные: объяснение, инструкция Практические: упражнения, игры Наглядные:  картинки, (презентация (ИКТ)

ракета, рама, ряд, рука, рота, репа, рёва, работа, фара, рис, река, ручей, рукав, барабан.

Картинки-слова, ромашка

Картинки-слова,  дорожка

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитанника тематического характера

Игровое упражнение

Игровое упражнение

Предлагает выполнять определенные движения на разные звуки

 

Предлагает шагать по дорожке ,называя слова на звук (Р )

Предлагает шагать по дорожке ,называя слова на звук (РЬ)

Демонстрирует   сочетание со звуками двигательных упражнений руками и ногами.

Произнесение   слов на звук (Р)

 Определение место нахождения звука в слове

Произнесение   слов на звук (РЬ)

 Определение место нахождения звука в слове

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Познавательные УУД:

умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Педагог контролирует точное выполнение задания.

Педагог контролирует точное выполнение

задания

Игра «Дорожка» на определение звука и его месторасположение

Картинка-слова-дорожка

Игровое упражнение

Предлагает шагать по дорожке ,называя слова на звук (РЬ)

Произнесение   слов на звук (РЬ)

 Определение место нахождения звука в слове

Дидактическое упражнение «Закончи строчку»

Упражнение на развитие дыхания

 

Игра «Найди слова»

Игра «Грузовик везет слова»

Слова-противоположности

Речевая веревочка

 Волшебный шарик и карандаш

 

Магазин игрушек

 

Встреча Чебурашки и Буратино

Словесное объяснение

наглядные

наглядные

наглядные

наглядные, словесные

Словестные, наглядные

Словестные, наглядные

Наглядные, словесные

Наглядные, словесные

Игровое упражнение

Игровое упражнение

Игровое упражнение

Игровое упражнение

Игровое упражнение

Игровое упражнение

 

Игровое упражнение, здоровьесберегающее упражнение, работа в прописи

Игровое упражнение

 

Игровое упражнение

Предлагает слушать внимательно и заканчивать предложение

Предлагает почувствовать аромат чая и торта

Предлагает найти слова на картинке   сначала на звук (Р), затем на слог(РА)

Предлагает собрать разрезные картинки на звук (Р), определить количество слогов в слове

Предлагает найти картинки-противоположности

Предлагает проговаривать чистоговорку, нанизывая на веревочку прищепку.

Предлагает массаж рук волшебным шариком ,затем напечатать букву Р и определить место звука в слове, зарисовать звуковую схему

Предлагает назвать все игрушки, которые продаются в магазине и определить место звуков (Р, РЬ) в словах

Загадывает загадку 

Я, конечно, очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищу я ключик золотой.

Всюду нос сую я длинный.

Вы узнали? — Буратино!

Предлагает проговорить чистоговорку на одном дыхании «Буратино держит в руках тетрадь и карандаш»

 ,  

   

Произнесение окончания фразы

 Вдыхает воздух через нос-выдох через нос, вдох через нос, выдох через рот

 Нахождение слов, называние и определение местанахождения.

 

Собирает разрезные картинки, называет, определяет количество слогов в слове

Находит картинки-противоположности, называет слова -антонимы

Проговаривает

чистоговорку, нанизывая на веревочку прищепку.

 Делает самомассаж суджок шариком. Печатает в прописи, определяет место звука в словах, зарисовывает схему

Называет картинки-игрушки, определяет звуки и их местоположение

Отгадывает загадку, проговаривает чистоговорку на одном дыхани

.Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по   заданному правилу.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по   заданному правилу.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по   заданному правилу

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по   заданному правилу

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по   заданному правилу

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по   заданному правилу

Педагог контролирует точное выполнение задания.

Педагог контролирует точное выполнение задания

Педагог контролирует точное выполнение задания.

Педагог контролирует точное выполнение задания.

Педагог контролирует точное выполнение задания.

Педагог контролирует точное выполнение задания

Педагог контролирует точное выполнение задания

Педагог контролирует точное выполнение задания

Педагог контролирует точное выполнение задания

 4. Рефлексия (2,5мин)

Беседа, диалог

игровые

Игровая беседа в форме диалога

Интересуется  смогли ли  помочь Чебурашке найти друга  

Рассуждает, дает утвердительный ответ

 Коммуникативные УУД:

умение владеть определенными (вербальными, не вербальными) средствами общения.

Педагог контролирует правильное понимание  ситуации, участие ребенка формулировании результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"

На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".

Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".При планировании занятия я ...

Конспект фронтального логопедического занятия в первом классе на тему "Дифференциация звуков и букв ц-ч"

Высокая распространенность дизграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс ...

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: "Дифференциация звуков и-ы"

- закрепить умения детей дифференцировать звуки [и], [ы];- конструирование букв из различных материалов;- расширять и обогащать знания детей по теме « Быт. Бытовые электроприборы»;- закреп...

Конспект логопедического занятия с использованием игровой технологии. Тема: Дифференциация звуков С-Ш. «Игры с Малышариками».

  Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков [с] [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических з...