Логопедическое занятие в старшей группе на тему: "Дифференциация звуков и-ы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Аношина Валентина Ивановна

- закрепить умения детей дифференцировать звуки [и], [ы];

- конструирование букв из различных материалов;

- расширять и обогащать знания детей по теме « Быт. Бытовые электроприборы»;

- закреплять понятие «гласный звук»;

- закреплять понимание, что гласный звук [и], влияет на мягкость согласного перед ним;

- профилактика дисграфии;

- формировать умение делать звукобуквенный анализ и синтез.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков и-ы»

Цели:

Коррекционно - воспитательные:

- закрепить умения детей дифференцировать звуки [и], [ы];

- конструирование букв из различных материалов;

- расширять и обогащать знания детей по теме « Быт. Бытовые электроприборы»;

- закреплять понятие «гласный звук»;

- закреплять понимание, что гласный звук [и], влияет на мягкость согласного перед ним;

- профилактика дисграфии;

- формировать умение делать звукобуквенный анализ и синтез.

Коррекционно - развивающие:

- развивать у детей фонематический слух и восприятие;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- расширять и пополнять словарный запас детей;

- развивать умения использовать ранее полученные знания;

- развивать логическое мышление;

- развивать умение образовывать множественное число;

- развивать умение согласовывать числительное и существительные;

- развивать умение понимать лексическое значение сложных слов.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать у детей наблюдательность;

- воспитывать самоконтроль за речью;

- воспитывать желание узнавать новое.

Оборудование:  - предметные картинки со звуками [и], [ы],  ноутбук, экран, отрезки ниток, полоски из бумаги, фасоль, пластилин  клеенки, Звуковичок АУ, схема характеристика гласных звуков, карточки букв «И», «Ы» и символы, листочки с неверно написанными буквами, простые карандаши, конверты с заданиями, мяч, пылесос.

 

Ход занятия

I.Организационный момент:

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие на корабле. Я пригласила своих друзей Мышку и Мишку. Во время нашего пути мы будем учиться различать гласные звуки [и], [ы]. Займите свои каюты - стульчики,  а я вам покажу маршрут, по которому мы отправимся в путь. На пути у нас будут встречаться острова, и на каждом острове мои помощники Мишка и Мышка приготовили пакеты с интересными заданиями, которые мы будем выполнять. Посмотрите на карту маршрута с островами. (Показать и разобрать маршрут). Разделимся на две команды: одна команда, где капитаном будет Мишка, а в другой капитан – Мышка. Займите места рядом со своим капитаном.

Чтобы  правильно произносить звуки, и красиво говорить предлагаю вам сделать гимнастику для язычка, губ и челюсти.

Развитие артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

 Артикуляционная гимнастика:

- для челюсти:  «» Жуем конфету» -имитация жевания;

- для губ «Улыбка», «Трубочка»;

- для языка «Вкусное варенье».

II. Работа по теме.  Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.                                                                                                                                        

Внимание на горизонте виден 1 остров «Знание».

 Пакет с заданием: Образуйте от одного предмета много.

Игра «Один - много»

Ц: 1. Образование мн. ч. в Им. п. 2. Выделить в словах, звук в конце слова во мн. ч.

Муха – мухи.                              Лиса – лисы        

Жук - …                                        Пчела - …

Утка - …                                       Дятел - …              

2.Произнесите звуки [ы] [и],  . Какой звук требует сильнее губы растягивать?                                    ([и]).

Звук [и],  показывает, что впереди стоящие звуки будут звучать мягко.  Мухи звук [х‘] звучит мягко.    

Почему звуки[и],  [ы].  называют гласными?

Как отличить звук от буквы?

В каком «домике» живет звук [ы]? А звук [и]?

Почитаем с вами «иностранные» слова: символы и буквы

«Аи»

Какой первый звук?        

Какой второй?

Сколько звуков в слове?

Аналогично проводим  работу со словом « Уы»

« ыи»

Обратите внимание буква «ы» строчная, заглавной буквы нет. Буква «ы» может быть или в конце слова, или в середине.

3.Физминутка . 2Остров «Олимпийский»

Пакет с заданием

Если слышите звук [ы] в слове, то присядьте, если [и] – то потянитесь вверх.

Дым                      Ива

Кит                        Сито

Дыня                     Коты

Миша                   Такси  

 

Игра «Наоборот» с мячом.  

Сы – си;

Мы – ми и т.д.

3.Развитие мелкой моторики. 3 Остров «Мастеров» 

Пакет с заданием.

Подойдите к столам. Выложите буквы «Ы» и «И» по желанию из материалов, которые у вас на столе. Надо выложить буквы, из разных материалов.

Какие буквы вы должны сконструировать?              Ы» и «И»                                            Какие это буквы?                                                              Гласные

4.Профилактика оптической дисграфии.

Ребята, следующий остров «Кривое зеркало» На нем все наоборот отображается.

Работа на листочках.  

Пакет с заданием: «Зачеркни неверно написанную букву». Объясни, почему ты так считаешь? А теперь проверьте друг друга.

Молодцы и с этим заданием вы все справились успешно. (Взаимопроверка)

 Ну, а теперь снова в путь.

5.Словарная тема: « Дом. Бытовые электроприборы».

На горизонте показалась земля, я вижу дом.  Что такое дом для человека? Дом это место где мы живем, в нем нас окружают различные бытовые предметы, и они являются помощниками нашими.  Быт это наше окружение. Холодильник, стиральная машина, пылесос и т.д. (На экране изображение.) Еще эти предметы называют бытовой техникой. Как думаете для чего пылесос?

Произнесите слово пылесос.  Это слово сложное. Пылесос сосет пыль, (какой гласный звук я тяну в этом слове?) наводит порядок в квартире. Надо произносить пылесос.  Мышка  разбросала бумагу, а мы с помощью пылесоса ее соберем. Закрепить произношение слова.

 Давайте посчитаем пылесосы:

 Один пылесос.

Два -…

Пять -…

Кто в нашей группе следит за чистотой? Чем Ольга Николаевна чистит палас? Для чего нужно пылесосом убирать пыль в помещении?

Составьте небольшой рассказ об этом? Кто еще составит рассказ о пылесосе?

Остальные дети свои рассказы расскажут воспитателям в группе.

III.Итог: 

Вот и подошло наше необычное путешествие к концу. Спасибо вам, что вы помогали мне, решать непростые задания.

А ваши капитаны Мышка и Мишка передали свои подарки- шары и краски.

 Скажите, от кого шары, а - краски?

ПРИЛОЖЕНИЕ:

(Подготовить заранее пакеты с заданиями)

1.Пакет с заданием: «Знание»

Образуйте от одного предмета много.

Игра «Один - много»

Игра «Один - много»

Муха – мухи.                              Лиса – лисы        

Жук - …                                        Пчела - …

Утка - …                                       Дятел - …

Игра с мячом            

 2.Пакет с заданием: «Олимпийский»

Если слышите звук [ы] в слове, то присядьте, если [и] – то потянитесь вверх.

Дым                      Ива

Кит                        Сито

Дыня                     Коты

Миша                   Такси    

3.Пакет с заданием: «Мастеров»

 Подойдите к столам. По желанию выложите буквы «Ы» и «И»

4.Пакет с заданием: «Кривое зеркало» «Зачеркни неверно написанную букву». Объясни, почему ты так считаешь? А теперь проверьте друг друга.

5.Земля «Дом.Быт. бытовые электроприборы»

Презентация

Словарная тема: « Дом. Электроприборы».

Дом, электроприборы (Пылесос,,,)

Сделать карту с островами:

  • остров «Знание»
  • остров «Олимпийский»;
  • остров «Мастеров»;
  • остров «Кривое зеркало»

Приготовить:

  • Карандаши;
  • Конверты с заданиями;
  • Отрезки ниток;
  • Пластилин с клеенками, тряпочки;
  • Листочки с буквами; (неверно написанные);
  • Фасоль;
  • Полоски бумаги;
  • Звуковичок, схемы характеристики гласных; буквы  А У И  маленькая ы  и
  • Шары, краски;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [ ы ] - [ и ] Старшая логопедическая группа

Слайд 2

Остров «Знание» Остров « Олимпийский» Остров « Мастеров» Остров «Кривых зеркал»

Слайд 4

Согласование числительного и существительных суще 1

Слайд 5

2

Слайд 6

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"

На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....

Сюжетное логопедическое занятие в старшей группе «Сказка о пропавшем звуке Р»

Цель: упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах сложной слоговой структуры и в предложениях....

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...