Сюжетное логопедическое занятие в старшей группе «Сказка о пропавшем звуке Р»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гологудина Ольга Васильевна

Цель: упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах сложной слоговой структуры и в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_propavshem_zvuke_r.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «СКАЗКА О ПРОПАВШЕМ ЗВУКЕ Р»

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Р].
  2. Развивать фонематический слух (услышать слово, которое произносится неверно, произнести правильно), развивать слухоречевое внимание.
  3. Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах сложной слоговой структуры и в предложениях.
  4. Закрепить умение находить заданный звук в слове (найти первый звук в слове).
  5. Учить понимать и выбирать однокоренные слова.
  6. Формировать взаимовыручку.

Материал: 

  • картинки (огурец, карандаш, шар, арбуз, краски, мороженое);
  • закрепленные на цветах картинки с изображением рыбака, рыбешки, рыбищи, рыбок, рыболова;
  • зеркала по количеству детей;
  • картинки, закрепленные на рыбках (шар, самовар, помидор, топор, светофор, гора, игра, ведро);
  • удочка;
  • картинки с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг красного, черного, синего, зеленого цвета);
  • шляпа фокусника;
  •             буквы Д, Р, У, Ж, Б, А размером 20 см; стойки;
  • кукла Звукоешка с большим ртом;
  • голубая ткань; бумажные цветы размером 30 см для оформления озера;
  • дом царя;
  • ордена по количеству детей (буква Р) из цветной бумаги по количеству детей.

Ход занятия

  • Я буду рассказывать о путешествии язычка, а вы покажите, как он путешествовал.
  • Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. (Рот закрыт, губы сомкнуты.)
  • Стал он выход искать, в одну Щечку постучал, в другую — не открываются. («Проткнуть» языком одну щеку, «проткнуть» языком другую щеку.)

Выхода не было, но в это время Ротик зевнул и открылся. (Зевнуть.)

Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать. (Покусать кончик языка, середину, корень.)

«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок.

А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок. (Покусать кончик языка, середину, корень.)

Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. (Покусать всю поверхность языка.)

Язычок спрятался, за Зубами.

Он смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня никто не сделал им ничего приятного?»

Язычок принялся мыть сначала верхние (провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их), а потом и нижние Зубки. (Провести языком между губами и нижними зубами.)

Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать».

Язычок обрадовался и пошел качаться на качелях (двигаем широким языком вверх, вниз), а затем вскочил на лошадку и поскакал (щелкаем языком).

Устал язычок и остановил лошадку (трр -трр...).

«Ой, — удивился Язычок, — я научился рычать».

2

  • Ребята, покажите, как ваши язычки научились рычать (по очереди произносят звук Р).
  • Молодцы, ребята, у всех язычки научились рычать.

Вы, ребята, так трудились,

Все старались и учились,

Не боялись, не страшились,

Заводить мотор стремились.

И ребята звук поймали,

Все рычать так громко стали,

Что услышал старый царь

И гонца в тот час послал. (звучат фанфары)

Царь вас в гости приглашает и о помощи взывает(запись на магнитофоне).

— Ребята, у царя Грамотея случилась беда.

Сейчас мы с вами отправимся в сказку и посмотрим, что же приключилось.

Звучит музыка.

В некотором царстве,

В волшебном государстве

Жил да был когда-то встарь

Очень добрый старый царь.

Он себя в делах прославил,

 Своим царством мудро правил.

Звукоешка хихикает (музыка Звукоешки).

Звукоешка как-то раз

В это царство пробралась,

И из слов звук Р плутовка

Утащила очень ловко.

Царь отчаянно рыдал:

«Мне сто лет, я слишком стар!

Кто поможет мне, друзья,

Звуки возвратить в слова?»

 Ищут смелого героя

За лесами, за горою.

Ищут всюду, не найдут,

А герои тут как тут,

В детском садике живут.

Ребята,

Царя нужно выручать,

И слова все исправлять.

Мы царю сейчас поможем

Звуки возвратить в слова?

Да?! Тогда в путь!

                        Звучит музыка.

Отправляемся в полет,

Заводите самолет.

«Тр-тр-тр»: дети, имитируя движение самолета, бегают по кругу. Раздается плач (магнитофонная запись).

Вот поляна перед нами.

Кто там плачет за кустами?

Да ведь это же слова

Плачут горькими слезами!

 Помогите им, ребята,

Вставьте Р в слова обратно!

Что тут слышится не так,

Угадайте-ка, друзья.

3

— Ребята, послушайте, какое слово я произношу неверно, найдите картинки и скажите, какое слово нужно произнести правильно. (Картинки разложены под деревом.)

Редька, репка, тлава, дрова;

Роза, робот, каландаш, рак;

Зебра, шал, корова, крот;

Рама, крыша, дверь, албуз;

Ручка, тигр, класки, утро;

Трава, ведро, моложеное, карта;

Комар, рыбка, ковер, шалф.

(Дети находят картинки, исправляя неправильно произнесенное слово)

Все внимательными были!

Словам звуки возвратили!

Сложим все слова в корзинку,

Отвезем царю посылку.

Вот рад будет старый царь,

Стороны той государь!

  • Помогите! Помогите! (Магнитофонная запись.)

Посмотрите-ка, друзья,

Тут опять у нас беда!

Звукоешка прибежала,

Предложения сломала

И повесила на елку.

Все слова висят без толку!

Помогите-ка, ребята,

Все слова вернуть обратно.

4

— Послушайте внимательно, какое слово из предложения утащила Звукоешка.

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали, как... (рыбы).

Я б хвостом махала гибким и резвилась, словно... (рыбка).

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая... (рыбешка).

 Выплывает, корм ища, пребольшая... (рыбища).

 «Эх, сорвался мой улов! — рассердился... (рыболов).

Рыба не клюет никак, видно, я плохой... (рыбак).

 От обиды чуть не плачет, но сидит весь день... (рыбачит).

 Рыбаку ужасно жалко, что не удалась... (рыбалка).

  • Назовите все слова, родственные слову «рыба», снимите их с дерева.

Все исправили ребята, вот какие молодцы!

Вот какие удальцы!

Все слова мы соберем

И царю их отвезем  (складывают картинки в корзинку).

Славно мы все потрудились,

Но немного притомились.

5

  • Сделаем разминку для пальцев, язычка и спинки.

Поехали в гости к Бабке-Ежке, заводите моторчик :ар-ор-ир-ур; ра-ро-ри-ру.

Вот и избушка бабки Ежки.

Избушка в сказочной глуши (дети поднимают руки вверх и соединяют их над головой в виде крыши).

Стоит на курьих ножках. (стоят  на одной ноге,руки на поясе.)

Из сказок знают малыши (соединяют ладошки на уровне груди и раскрывают их в виде книжки),

Живет в ней Бабка-Ежка (хлопают в ладоши).

Наверно, очень скучно ейт(руками обхватывают щеки и качают головой)

Одной в своей избушке...  (дети поднимают руки вверх и соединяют их над головой в виде крыши.)

Сидит на печке, ждет гостей (приседают, встают и смотрят вдаль из-под руки)

И в чай макает сушки (кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца).

Как в сказку хочется попастьт(встают на носочки, поднимают руки вверх)

И в гости к Бабке-Ежке...(встают на одну ногу, руки на поясе.)

На ступе вволю полетать (машут руками, как крыльями),

Увидеть курьи ножки. (руки на поясе, поочередно вытягивают вперед и ставят на пятку правой и левой ноги поочередно)

Н.Ю. Костылева

Отдохнули мы немножко,

Но дорога далека,

Дальше двигаться пора.

Заводите самолет,

Мы продолжим свой полет.

Звучит музыка.

«Тр-тр-тр»: дети имитируют движение самолета, бегают по кругу.

6

  • Мы здесь! Помогите! Спасите нас! (Магнитофонная запись.)
  • Ребята, кто-то опять просит о помощи. Крики доносятся с озера.

Посмотрите!

Что за озеро такое,

Непонятно, чудное!

Рыбы плавают в воде

И картинки на спине.

Это снова Звукоешка

Побывала здесь, друзья.

Побросала звуки Р

И сейчас они в воде.

Рыбы звуки проглотили,

В озеро они уплыли.

Вот вам удочки, друзья,

Принимайтесь за дела.

Надо рыбок всех поймать,

Звуки Р у них забрать.

Звучит музыка. Дети ловят рыбок с помощью удочек с магнитом

и складывают их в ведерко.

— Хорошо ребята потрудились, выловили всех рыбок.

Но чтобы рыбки отдали звуки, надо их правильно попросить. Нужно подобрать чистоговорку к картинке.

(Дети вынимают из ведра по одной рыбке и произносят чистоговорку, которая приклеена у рыбки на спине.

7

Ар-ар-ар (на картинке нарисован шар, самовар, комар).

Ор-ор-ор (топор, светофор, помидор).

Ра-ра-ра ( нора, дыра, гора, игра).

Ро-ро-ро (ведро).

Вот ребята, молодцы,

Постарались удальцы!

Ничего не растеряли,

Звуки все в слова собрали. (Складывают картинки в корзинку).

А за это вам как раз

Фокус покажу сейчас.

Здесь картинок много разных.

Звукоешка же напрасно

Все запутала шутя.

Буду фокусником я!

Вы заданье выполняйте,

Царю звуки собирайте.

8. Фокус с геометрическими фигурами

Раскладывают карточки (дети называют — красный квадрат и т.д.).

Затем логопед собирает в стопку круг, треугольник, квадрат одного цвета изображениями вниз. Произносит заклинание («Кро- кру-ура-пора! Картинки, рассортируйтесь по форме») и раскладывает карточки по три рисунками вниз.

Дети переворачивают стопку и произносят: «В первой стопке четыре круга и т.д.». Затем собираются карточки по четыре (накладывать одну стопку на другую).

— А теперь волшебное заклинание поможет нам рассортировать эти фигуры по цвету (разложить карточки на четыре стопки).

Дети раскрывают и проговаривают: «В первой стопке красные фигуры и т.д.»

Вот ребята постарались,

И совсем не растерялись.

Все исправили, собрали,

Звукоешке не отдали.

Да, корзина тяжела,

Но дошли мы до дворца.

Царь нас ждет и верит он,

Что слова мы все спасем!

Дети подходят к дворцу. На крыше сидит Звукоешка.

Учитель-логопед: Дети, посмотрите, кто это сидит на крыше дворца?

Дети: Это Звукоешка.

Уч-логопед : Звукоешка всем вредила,

Но сейчас вдруг загрустила:

Никто в гости не зовет

И конфет ей не дает!

Может, мы ее простим,

К царю в гости пригласим?

Ребята, простим Звукоешку? (Да!)

 Звукоешку мы простим,

Ее в гости пригласим.

Ты нам больше не вреди,

Очень грамотные мы!

Голос Звукоешки (магнитофонная запись):

Не хочу плохой я быть,

Хочу с ребятами дружить!

Буду я конфеты кушать,

А слова читать и слушать,

Чтобы всех нам подружить

Слово надо здесь сложить!

9

— Ребята, назовите первый звук в словах ДЕВОЧКА, РЫБКА, УТКА, ЖЕРЕБЕНОК, БАРАБАН, АПЕЛЬСИН.

Найдите букву для этого звука (буквы Д, Р, У, Ж, Б, А выставлены около дворца на поляне).

Составляют слово «ДРУЖБА».

Дети (обнимают Звукоешку, берутся за руки и произносят)-.

Будем вместе мы дружить!

Будем дружбой дорожить!

Появляется царь (взрослый).

Царь:

Где тут, где мои герои? Было дело непростое!

Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы!

Звуки Р мои собрали, и друг другу помогали!

Вы старались, вы учились,

Не боялись, не страшились,

Все преграды вы прошли, и слова вы все нашли.

Чтобы звуки Р в словах вы не теряли никогда,

Звуки вы не забывайте и всегда их повторяйте!

И за это вам, друзья, ордена вручаю я.

Вручает ордена с изображением буквы Р.

Учитель-логопед:

Старый царь, твои слова

Мы не забудем никогда!

Приходи к нам в детский сад

И послушай ты ребят.

Звук наш Р не забываем,

Песни с ним мы распеваем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: "Дифференциация звуков и-ы"

- закрепить умения детей дифференцировать звуки [и], [ы];- конструирование букв из различных материалов;- расширять и обогащать знания детей по теме « Быт. Бытовые электроприборы»;- закреп...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуковая культура речи. Звуки [Г] и [Г`]

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуки [Г], [Г`]....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. «Сказка о Соне и Зое». Звуки [с - з].

Цели: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [с] и [з] в речи детей, совершенствование речевого общения в игровых ситуациях....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...