Презентация "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
консультация по логопедии

Галкина М.Д.

Консультация для воспитателей и родителей по развитию фонематического слуха у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации, игры392.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического слуха у дошкольников Учитель-логопед Г ДОБУ № 6 С-Пб Галкина М.Д.

Слайд 2

Что же такое фонематический слух? - Это основной компонент восприятия речи ФС - называется умение человека (ребенка) сосредоточиться на звуке, способность различать звуки речи, слышать и понимать отдельные фонемы в слове и в потоке речи (анализ и синтез). Это умение является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Слайд 3

Какие проблемы возникают при недоразвитии фонематического слуха у детей? - При несформированности ФС ребенок воспринимает (повторяет , запоминает, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. - Ребенок не может правильно отобрать картинки с заданным звуком. - Ребенок с недоразвитием ФС не овладеет чистым звукопроизношением и у него никогда не появится самоконтроль. - Ребенок не может понять, что звук несет смысл.

Слайд 4

путает парные по мягкости-твердости, глухости-звонкости согласные; совершает многочисленные грамматические ошибки в речи; пропускает слоги в словах; не употребляет предлоги или путает схожие пары (над-на, в-во); не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

Слайд 5

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении: дисграфия ; дислексия ; низкая скорос ть чтения, письма. ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный .

Слайд 6

Как же определить уровень сформированности слуха ребенка? Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, то у него всё в порядке с физиологическим слухом . А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла. ", у него хороший музыкальный слух . Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С],в другую со звуком [3 ], у ребенка сформированный фонематический слух .

Слайд 7

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте . Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления недоразвития . У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он будет грамотно читать и писать. Но это не так!

Слайд 8

Учимся, играя! Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается: в обогащении словаря активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления) Общей, пальчиковой и речевой моторики Связной речи Словотворчества детей Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Слайд 9

Работа над развитием фонематического слуха проводится в 3 этапа. На первом этапе упражнения, которые помогают различать неречевые звуки, а так же способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. 1. «Угадай, что звучит». Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издаёт барабан, погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет, а должен постараться угадать, какой предмет звучал. 2. «Покажи, кто говорит». Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребёнку, кто из них как «говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребёнок угадает, какое животное так «говорит». Также я применяю такие упражнения, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С».

Слайд 10

На втором этапе развиваем у ребёнка речевой слух. «Правильно-неправильно». Я показываю картинку «шапка» и называю слово правильно и неправильно (заменяя звук Ш на звуки С, Х, Ф, П а ребёнок, внимательно слушая, должен хлопнуть, если услышит правильное произношение слова. «Помоги мышке». Перед ребёнком игрушка-мышка и картинки, в названии которых есть звук А и в которых его нет. Задание: дать мышке продукты, в названии которых есть звук А. «Доскажи словечко». Ребёнок досказывает последние слова в загадках или стишках. «Поймай звук», «Поймай слово». Приемы логоритмики и «Песенки Железновых ».

Слайд 11

На третьем этапе развиваем у ребёнка навык элементарного звукового анализа и синтеза. «Посади бабочку на цветок». Предлагаю ребёнку картинки, например со звуком Р, три цветочка и бабочку. Показываю картинку «рыба » – Где спрятался звук Р? ребёнок должен посадить бабочку на первый цветок и т.д. «Цепочка слов». Упражняем ребёнка в определении первого и последнего звука в словах. Я показываю картинку (дом) и спрашиваю, на какой звук заканчивается это слово. Ребёнок отвечает и ищет слово, которое начинается на звук М и т.д . Можно откладывать те буквы, которые используются в данных словах. «Поймай звуки и сложи слово ». П роизношу ряд звуков, а ребёнок проговаривают составленные из них слоги и слова, например: М А – ма , Н О С – нос.

Слайд 12

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова: 1. Установить количество и последовательность звуков в слове и их 2. Знать фонематические характеристики звуков в словах 3. Уметь отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука.

Слайд 13

Используемая литература Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Иванова О.Г., Гадасина Л.Я. Дурова Н.В. «Фонематика» «Энциклопедия логопедических игр» Максакова А.И., Тумакова Г.А. Серия «Учимся, играя» Миронова Н.В. «Развиваем фонематическое восприятие»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

«Воспитание фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Дети с ОНР обучаются в логопедических группах ДОУ, в которых логопедом и воспитателем систематически проводятся логокоррекционные и общеразвивающие занятия, предусматривающие формирование речи и всест...

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Статья по формированию фонематического слуха у дошкольников.Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза....

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...