Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Сажаева Надежда Константиновна

В своей работе учитель-логопед пользуется большим арсеналом коррекционно-обучающих методик и технологий. В своей статье я представляю основные технологии, которые активно использую в своей профессиональной деятельности.

Материал будет интересен, прежде всего, моим коллегам учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_korrektsionnye_tehnologii_v_rabote_uchitelya.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда

             Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.         В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым учителем-логопедом коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

             Для решения следующих педагогических задач:

             - своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

             - предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностями и возможностями ребёнка;

             - организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса;

             - содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии;

             - консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической работы; я в своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии:

     1. Технологии дифференцированного обучения:

     2. Технологии логопедического обследования;

     3. Технологии коррекции звукопроизношения;

     4. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;

     5. Технологии формирования слоговой структуры;

     6. Технологии развития лексико-грамматической стороны речи;

     7. Технологии развития связной речи;

     8. Технологии обучения грамоте.

Технологии дифференцированного обучения

             В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т.к. именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.         Основная цель использования уровней дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы воспитанников формирую с учётом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатываю отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ребёнка и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Технологии логопедического обследования

             Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности в речевой сфере.

        Задачи обследования:

  1. Выявление объёма речевых навыков;
  2. Сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
  3. Определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
  4. Анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;
  5. Определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

             Обследование провожу в несколько этапов:

а) Изучение анамнестических данных ребёнка (даёт объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);

б) Изучение речевого и психического уровня развития ребёнка;

в) Анализ полученных результатов.

     Виды диагностики, применяемые мною в работе:

  1. Входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;
  2. Промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов детей;
  3. Итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.

             Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. При обследовании воспитанников использую следующие методики: Р.И. Лалаевой, С.Е. Большаковой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, О.И. Крупенчук, О.Б. Иншаковой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.

Технологии коррекции звукопроизношения

             Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, Так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

        В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

  1. Уточнение произношения звуков;
  2. Постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  3. Развитие фонематического слуха;
  4. Преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
  5. Закрепление изученных лексико-грамматических конструкций.

             Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Рождественской, М.Ф. Фомичёвой, А.И. Богомоловой, О.И. Крупенчук, О.В. Гомзяк, С.С. Коноваленко, И.И. Ермаковой, Л.Н. Ефименковой, Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной, Н.М. Савицкой.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

             Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у воспитанников использую методики Л.И. Беляковой, А.Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Технологии формирования слоговой структуры

             Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.         Существует зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). В работе использую технологии З.Е.Агранович, Г.В.Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, Т.А. Ткаченко, Е.С. Большаковой. Проведение на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи

             Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизма затрудняет овладение детьми правильной речью. Применяю разнообразные способы конкретизации речи: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определённому слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном, групповом или фронтальном. При работе использую методики Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, О.А. Безруковой, Л.М. Козыревой.

Технологии развития связной речи

             Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей воспитанников. Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развёрнутое высказывание о последовательности выполнения задания. Такая работа готовит детей к свободному высказыванию в группе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной формой помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. При работе использую методики Р.И. Лалаевой, Н.Г. Андреевой, Т.А. Ткаченко, С.С. Коноваленко, О.В. Гомзяк, О.И. Крупенчук, Н.Э. Теремковой.

Технологии обучения грамоте

             Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общекультурные и интеллектуальные ценности. Грамотно организованная логопедическая работа позволяет, с одной стороны, полностью устранить недостатки произношения и восприятия фонем у детей с ОНР, преодолеть нарушения лексико-грамматической стороны речи, с другой стороны – сформировать речевую базу для успешного обучения грамоте. В работе использую технологии О.В. Гомзяк, О.И. Крупенчук, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"

Коррекционные здоровьесберегающие технологии включают в себя не только сохранение и укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста, его физическое воспитание, но и всю его жизнедеятельность....

коррекционные технологии в работе учителя-логопеда

      Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...

«Инновационные коррекционные пособия и технологии в работе учителя-логопеда»

Научно-технический прогресс не может стоять на месте, и мы вместе с ним. Он не обошёл вниманием и коррекционную педагогику. В настоящее время имеется огромное количество компьютерных обучающих и разви...