коррекционные технологии в работе учителя-логопеда
статья по развитию речи на тему

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

        Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности, для решения  педагогических задач.                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа логопеда19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные технологии в работе учителя – логопеда

        Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности, для решения следующих педагогических задач:                                                

- своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

- предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка;                                                   

- организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса

- содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии;                                                                                       

 - консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы;                              

Технологии дифференцированного обучения.

 В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение.  Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.                                                                                                          

Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал

Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Технологии логопедического обследования.

  Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявленных нарушений в речевой сфере.                                              

  Задачи обследования:                                                                                                            

 выявление объема речевых навыков;                                                                                

 - сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;        

- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;                                                                        

 - анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;                                                                            

 -определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.                        

Обследование проводится несколько этапов:

 а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);                      

 б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка;                                  

в) анализ полученных результатов.                                                                                          

Диагностика:

 - вводная диагностика – в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;                                                                                            

 - промежуточная диагностика – в середине учебного года для отслеживания динамики развития;

 -итоговая диагностика –в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.                              

 Методики обследования речи детей: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.  

Технологии коррекции звукопроизношения.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий решаются следующие задачи:

  • уточнение произношения звуков;
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

 Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения используются методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.                                            

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

 Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. Методики: Л.И. Беляковой, А.Н. Стрельниковой.

Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Технологии логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.  Авторская методика Е. А. Дьяковой. 

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

 Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение ребенком правильной речью.                                                                                                            

 

Технологии развития связной речи.

  Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей воспитанников.  Формирование связной речи, одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Методика Р.И. Лалаевой.

Здоровьесберегающие технологии.

 Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья детей. 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить возможность сохранения здоровья. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс - диагностика состояния детей  и отслеживание основных параметров развития организма в динамике, что позволяет сделать соответствующие выводы  о состоянии здоровья  воспитанников

Нетрадиционные для логопедии технологии:

- музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние детей.

Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

  • снятие фактора тревожности;
  • стимуляция двигательных функций;
  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;                              
  • растормаживание речевой функции;
  • развитие чувства ритма, темпа, времени;
  • развитие мыслительных способностей и фантазии;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • нормализация просодической стороны речи.                                                                        

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

     Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

     Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
  • совершенствование лексико - грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий, включается эмоциональный компонент, соответственно повышается эффективность логопедической работы.

   Использование всех вышеперечисленные технологий в системе, приводит к значительной эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

Учитель-логопед: Морева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"

Коррекционные здоровьесберегающие технологии включают в себя не только сохранение и укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста, его физическое воспитание, но и всю его жизнедеятельность....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда

В своей работе учитель-логопед пользуется большим арсеналом коррекционно-обучающих методик и технологий. В своей статье я представляю основные технологии, которые активно использую в своей профессиона...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...

«Инновационные коррекционные пособия и технологии в работе учителя-логопеда»

Научно-технический прогресс не может стоять на месте, и мы вместе с ним. Он не обошёл вниманием и коррекционную педагогику. В настоящее время имеется огромное количество компьютерных обучающих и разви...