Конспект занятия на тему «Звук Ц, буква Ц».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о  твердом глухом согласном звуке Ц,  знакомство с графическим образом буквы Ц. Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  данном звуке, активизируют формирование фонематических процессов:научат определять место конкретного звука в слове, характеризовать его , составлять схему слогов,двусложных слов, прибегая к звуковому анализу .  Также дети познакомятся с графическим образом буквы, научатся соотносить её со звуком.Продолжат упражняться в   составлении предложений по картинке,восстановлении деформированного предложения, составлении схем данных предложений.Также закрепят понятия слово-предмет,слово-действие,слово-предлог, слово-признак.Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для логопедов, воспитателей и родителей детей  старшей и подготовительной возрастных  групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._zvuk_i_bukva_ts.docx453.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук Ц, буква Ц.

Цель: создать условия для формирования понятий: «звук», «буква», «гласный-согласный звук», «твердый -мягкий согласный». «звонкий-глухой», познакомить с буквой Ц.

Задачи:

1.Научить характеризовать, различать на слух и определять место в словах звука Ц, познакомить с буквой Ж, формировать умение выполнять звуковой анализ прямых и обратных слогов, двусложных слов.

2.Развивать   умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, определять место звука в слове.

3.Воспитывать усидчивость, умение работать в подгруппе.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), сюжетная картинка для составления предложения.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие, рассадка.

2.Актуализация знаний, необходимых для дальнейшего общеинтеллектуального развития.

  Вспоминаем: число, месяц, день недели, время года, все дни недели, все месяцы  .

 Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, но сначала нужно нам, наши пальчики размять. Ставим руки на локотки, сначала правую, потом левую.

"Строим дом"
Мы строгали, мы строгали, (трем ладони друг об друга)
Доски гладенькими стали,
Мы пилили, мы пилили,     (трем об стол ребрами ладоней)
Чтобы ровненькими были.
 Мы сложили их рядком,     (соединяют ладони вместе)
Прибивали молотком.         (стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.     (показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,            (шагают пальцами по столу)
Высоко его прибьём.          (поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
(грозят пальчиком)

2.Повторение пройденного.

 Мы познакомились со звуками: П-ПЬ,Б-БЬ,Т-ТЬ,Д-ДЬ,К-КЬ,Г-ГЬ,Х-ХЬ,С-СЬ,З-ЗЬ, Н-НЬ,М-МЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ,Ш, Ж. Какие это звуки (согласные), как они образуются(с преградой)?

Какие гласные звуки мы можем назвать, как образуются гласные?  Вспоминаем правило: буквы, звуки. (Звуки мы слышим и произносим, буквы- пишем и видим).

3.Новая тема.

 Л.: Сегодня в гости к нам прилетела  цапля. Скажите , откуда прилетела цапля? (Из теплых краев к нам возвращаются перелетные птицы, т.к. наступила весна) Она    познакомит  нас с новым звуком. Какой звук мы слышим в начале слова ЦАПЛЯ.   Какой это звук: согласный (т.к. образуется с преградой),твердый.  В каком домике будет жить  цапля? (в синем) Почему цапля пришла  одна ? (нет парного мягкого звука). Давайте узнаем звук Ц звонкий или глухой? Определяем звонкость-глухость тактильно (подносим ладонь к горлу), закрыв ушки. Подарим  колокольчик? (Нет, он глухой).

 Сегодня мы знакомимся со звуком Ц.

 Л.: Сейчас я буду произносить слоги. Если слышите звук Ц, поднимаете синий кружок  ЦА, СИ, ЦУ, ШЕ, СЫ, ЗЮ, ЦО, ШО, ЦУ. ЖУ.

Подарим подарки Цапле. Определяем наличие  звука Ц в словах- названиях картинок(огурец, пицца, ручка).

 Если есть звук Ц-подарим ЦАПЛЕ, если нет-оставим себе.  

 4. Динамическая пауза.    

Координация речи с движением.

 Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

5.Работа по сюжетной картинке .

Посмотрим на цаплю, что можно сказать, какая она, (подбираем слова-признаки).Вспоминаем что такое слова –предметы, признаки, предлоги.

Составляем предложение с опорой на сюжетную картинку : Красивая цапля гуляет по болоту..  Называем слова по порядку. Определяем-предмет, действие, признак. Определяем количество и порядок слов. Из карточек составляем схему предложения.

6.Знакомство с буквой.

Звук Ц обозначается на письме буквой Ц .

Находим в алфавите.

Выкладываем из палочек.

Прописываем печатными буквами.

Буквы любят ходить друг к другу в гости. Читаем слоги.

7.Самостоятельная работа.

 Составляем схемы слова ЦАПЛЯ  .

Заштриховываем картинки.

5.Итог занятия: С каким  звуком и какой буквой познакомились?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...