Конспект логопедического занятия по теме "Зима".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хлуднева Ольга Владимировна

Цель логопедического занятия для дошкольников подготовительного к школе возраста: 

  • Формирование и закрепление знаний по лексической теме «Зима». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_zima.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

компенсирующей направленности по теме «Зима»

Цель:

  • Формирование и закрепление знаний по лексической теме «Зима». 

Задачи: 

  • Расширение словаря по лексической теме «Зима».
  • Закрепление умений обобщать представления детей о зиме, о зимних месяцах.
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Закреплять правильное произношение звуков в чистоговорках.
  • Развитие длительного плавного выдоха.
  • Развитие артикуляционной, мимической и общей моторики.
  • Учить подбирать однокоренные слова к слову «снег».
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», шкатулка с белым конфетти; снежок, нарисованные следы животных, птиц и человека.

Инновационные педагогические технологии: 

Здоровьесберегающие технологии;  информационные технологии (мультимедийное оборудование).


1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Учитель-логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг.)

Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

А сейчас, давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебная снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.)

2. Загадка

Учитель-логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Учитель-логопед: Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

Дети: О зиме.

Учитель-логопед: Что за скакуны в этой тройке?

Дети: Зимние месяцы.

Учитель-логопед: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Учитель-логопед: Верно. Назовите признаки зимы? (Презентация, Слайд 1)

Дети: Снег, мороз, холод, вьюга, и т. д.

Учитель-логопед: А теперь подумайте и отвечайте:

Игра: «Какой? Какая? Какое?»

- Если зимой много снега, то зима какая? …(снежная)

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? ..(морозная)

-Если часто метет метель, то зима какая? …( метельная)

- Если часто гуляет вьюга, то зима какая?..( вьюжная)

- Если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая? (ранняя)

- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят, что зима ..(поздняя)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая?..(студеная)

Учитель-логопед: Посмотрите в окно – у нас на самом деле зима

– Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, обливаем руки прохладной водой, едим чесночную пасту, принимаем витамины, делаем массаж «Неболей-ка»)

3. Массаж биологически активных зон «Неболей-ка» (под музыку)

(Для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

Учитель-логопед: Сегодня, я предлагаю отправиться в зимний лес, а как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде, на самолете) А я вам предлагаю отправиться в путь на тройке лошадей.

Учитель-логопед: Вот мы и приехали в лес. Зимой лес выглядит сказочно. Давайте мы с вами присядем на полянку и полюбуемся красотой зимнего леса. (Просмотр слайдов «Деревья в снегу». Слушание музыки П.И. Чайковский «Зимнее утро»).

Учитель-логопед: О чем вам рассказала эта музыка?(ответы детей) Вам знакомо это музыкальное произведение?

Дети: «Зимнее утро».

Учитель-логопед: Кто написал эту музыку?

Дети: Петр Ильич Чайковский.

Учитель-логопед: Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.)

Что мы можем сказать про снег, какой он? (Передают снежинку) (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый).

4. Дидактическое упражнение “Чей след” (расширение словаря) (Слайды «Следы»)

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Если пробежал заяц, мы как можем назвать след (заячий), если прошел волк (волчий), след медведя (медвежий), след белки (беличий), у птицы следы (птичьи), след лисы (лисий), след лося (лосиный). А если, прошел человек! (человеческий)

– А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). А почему?

5. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка) (под  «марш»)

Логопед: А нам нужно двигаться дальше.

Мы шагаем по сугробам,               Дети идут, высоко поднимая ноги

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                 

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,           Садятся и поглаживают ноги ладонями снизу вверх.

И опять гулять пойдем.

6. Подбор однокоренных слов

Учитель-логопед: Посмотрите вокруг, я просто зачарована  зимним лесом, так и хочется писать стихи. Я начну, вы продолжайте - доскажите слова в стихотворении (подбор однокоренных слов): (Слайд)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю   снег.

С неба все скользят пушинки – серебристые   снежинки.

На посёлки, на лужок всё снижается   снежок.

Вот веселье для ребят – всё сильнее    снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в   снежки.

Словно в белый пуховик нарядился  снеговик.

Рядом снежная фигурка – это девочка -   снегурка.

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой   снегири.

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил   снег.

Учитель-логопед: Назовите слово, которое живет во всех словах, которые вы  произнесли?

Дети: Снег.

Учитель-логопед: Правильно.

7. Хоровод «Что нам нравится зимой?»

1. Что нам нравится зимой?

Белые полянки

И на горке снеговой

Лыжи или санки. («Едут» на лыжах)

2. Что нам нравится зимой?

Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость строить чтобы. («Строят» крепость)

3. Что нам нравится зимой?

Потеплей одеться,

В шубке теплой меховой,

На морозе греться. (« Катят на санках» друг друга парами)

4. Что нам нравится зимой?

Во дворе с тобою

Будем мы в снежки играть

Белою зимою. (Играют в снежки)

12. Дыхательное упражнение «Вьюга» (Звучит фонограмма зимней вьюги).

Учитель-логопед: Что-то холодно стало. Как вы думаете, что это? Может быть легкий летний ветерок?

Дети: Нет. Это песенка зимней метели.

Учитель-логопед: Ребята, сейчас мы сами сможем устроить настоящую метель.

Звучит музыка. Взять белые конфетти и мелко нарезанную очень легкую фольгу. Подбрасывать ее понемногу вверх, и дуть вместе с детьми так, чтобы она порхала в воздухе.

Дети: Устраивают метель.

Учитель-логопед: Видите, ребята, погода стала портиться.

13. Организация окончания занятия.

Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам дома рассказать о нашем путешествии и нарисовать то, что вам понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...