Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Гаврилова Наталья Сергеевна

Грамотная, четкая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_4.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

    Грамотная, четкая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. В 5 – 6 лет – дети должны уметь свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно. Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи. Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Особенно важно оречевлять практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ. Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые в разных видах деятельности, в повседневной жизни. Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:

 Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа Вера.

 Покажи на себе и на кукле и назови: Голова-головка Лоб Уши Нога - ножка Затылок Губы Рука Щёки Пальцы Спина Глаза Ногти Живот Брови Ресницы Шея Нос Язык.

 Считай овощи до трёх по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … . Проведите игру «Есть - нет».

 Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». - У меня есть свежая капуста. - У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

 Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький. Стол-столик Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ... Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ... Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...

 Проведите игру с мячом «Один-много». Яблоко – яблоки Груша – груши Слива – сливы Персик, банан, ананас Затем проведите игру «Много-один». Апельсины – апельсин Абрикосы – абрикос Помидоры – помидор Огурец, мандарин, лимон.

 Дополнить предложения, изменив слово в скобках. В корзине лежит один (помидор). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

 Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные машины, стулья, блюдца. Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые … Существительные должны быть всех трёх родов.

 Поиграйте в игру «Доскажи словечко». Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).

Измените предложения по образцу: Он сидит на диване. – Они сидят на диване. Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова … «Чье это?» Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми...

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

В консультации представлены примеры заданий по формированию грамматически правильной речи в домашних условиях....

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. Учитель-логопед Фатьянова Е.Ю.

Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьм...

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников

Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не о...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

Консультация для родителей на тему:«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...