«Преемственность в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по плаванию)».
статья по коррекционной педагогике
Коррекционно-развивающая работ c детьми с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.preemstvennost_v_rabote.docx | 134.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Окружное методическое объединение
учителей-логопедов
Одинцовского городского округа
Выступление по теме:
«Преемственность в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по плаванию)».
Подготовила
учитель-логопед Н. В. Лесина
Одинцово 2020
Система взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ (воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем) в коррекционной работе.
Содержание:
Введение
1. Характеристика детей с ОНР.
2. Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями.
- Взаимосвязь логопеда с воспитателями.
- Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.
- Взаимосвязь логопеда с инструктором по физической культуре (плавание)
- Работа с родителями.
4. Заключение
5. Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей.
Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей.
В логопедической группе коррекционное направление является ведущим, а образовательное – подчиненным.
Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе.
Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.
Характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.
Формирование сенсорной, интеллектуальной, волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности – недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения, при относительно сохранной смысловой логической памяти, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Наблюдается общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы: плохая координацией движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его основные части.
Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями.
Наряду с активным поиском новых, форм организации логопедической помощи дошкольникам, происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Установлена прямая зависимость эффективности коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с ОНР принадлежат логопеду, деятельность которого имеет достаточно широкие и разнообразные функции:
- диагностическая;
- коррекционно-педагогическая
- консультативная;
- координирующая;
- контрольно-оценочная
- организационно-методическая;
Следует выделить достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса-педагогического коллектива ДОУ – воспитателей, музыкального работника, инструктора по физической культуре, родителей, и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.
К общим задачам для всех участников педагогического процесса относятся, прежде всего, оказание диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи детям с ОНР.
Частные задачи достаточно специфичные для каждого из участников. Так, для логопеда в число таких задач включены:
-обследование воспитанников группы;
-изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
-систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуально и групповой программами;
-оценка результатов работы с детьми ОНР;
-формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;
- контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
В число частных задач педагогического коллектива входят:
-обеспечение дошкольникам с ОНР комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой помощи ребенка;
-проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
-повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
В целом, логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса.
Взаимосвязь логопеда с воспитателями.
Педагогический эффект зависит и от творческого, профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями.
Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду для группы соответствующего возраста.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.
В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель - сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.
Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние – после полдника. Помимо этого, воспитатель логопедической группы организует игры, включает в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи (мышление, память, внимание, восприятие).
Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи детей, пополнение словарного запаса - необходимые условия работы для детей с ОНР.
Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с ОНР необходима тесная связь с музыкальным руководителем.
Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
На музыкальных занятиях решаются следующие задачи
-активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
-развитие слухового и зрительного восприятия;
-увеличение объема памяти;
-развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
-развитие двигательных кинестезий;
-развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
-формирование дыхательных навыков;
Таким образом, для получения положительных результатов обязательно взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем.
Совместная деятельность логопеда с инструктором по физической культуре.
Использование бассейна в решении вопросов преодоления речевого недоразвития расширяет возможности логопедического воздействия; способствует повышению двигательной активности детей; усиливает оздоровительную направленность учебного процесса; снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма; улучшает функциональные возможности нервной системы; Развивает мелкую моторику рук, координацию движений в системе: «глаз-рука»
Работа с родителями.
Задачи родителей в коррекционной работе включают в себя:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития ребенка.
- проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию ребенка и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.
Эффективность работы с родителями определяется в большей степени психологическим настроем, возникающим у последних в процессе постоянных контактов с логопедом. Проведение логопедом индивидуализированной работы с родителями, помогает установлению системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращение семьи в активного субъекта коррекционного процесса, осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства
- специальные логопедические уголки
- информационные стенды
- тематические выставки книг
- папки-передвижки
Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми, то на основном этапе уже должны быть освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний.
Заключение.
Взаимодействие логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
Взаимодействие всех специалистов, педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи и родителей, способствует развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучению детей в школе.
Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОУ выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.
Литература
1. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.
2. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.
3. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007.
5. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.
6. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.
В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...
Перспективное тематическое планирование с учетом преемственности в работе учителя-логопеда, инструктора физкультуры, музыкального руководителя.
Работа специалистов ДОУ с детьми средней группы с нарушениями речи...
Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.
Статья: "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...
Презентация "Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя"
Коррекционные задачи:-закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по развитию речи;-пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных ...
Преемственность в работе учителя логопеда и воспитателя
Работа воспитателя в логопедической группе отличается от работы в обычных группах. И главное отличие в том, что помимо общеобразовательного направления воспитания в логопедической группе еще выделяют ...
Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...