Консультация для родителей "Формирование слоговой структуры слова"
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)

У детей с нарушениями речи часто встречается нарушение слоговой структуры слова.Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста не должно отодвигаться на задний план. Если недооценивать значения формирования слоговой структуры слова, то это может привести к возникновению дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_slogovaya_struktura_slova.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование слоговой структуры слова»

У детей с нарушениями речи часто встречается нарушение слоговой структуры слова. Маркова А.К. определяет слоговую структура слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Ребенок в 1,5-2 года еще может искажать слова, произносить: вместо самолёт – масалёт, вместо молоток – моток. В этом возрасте это считается физиологической нормой. В норме, к 3 годам ребенок старается правильно воспроизводить слоговую структуру слова. Если к 4-5 годам это нарушение остается, то можно говорить о стойком нарушении слоговой структуры слова. Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста не должно отодвигаться на задний план. Если недооценивать значения формирования слоговой структуры слова, то это может привести к возникновению дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Искажения слоговой структуры слова старше 5 лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая слоговую структуру слова, необходимо работать над фонематическим слухом и чувством ритма. Существует речевой ритм – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах. В основе работы над речевым ритмом лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Выделяют следующие нарушения слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов (элизия – сокращение (пропуск) слогов: моток-молоток; итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот).
  3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).
  5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).
  6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница).

Игры для коррекции и развития слоговой структуры слова

в домашних условиях:

  1. Игра «Пирамидка». Проговаривать слоговую структуру слова, нанизывать столько колец, сколько слогов в слове.
  2. Игра «Отхлопай слово». Проговорить слово по слогам и отхлопать столько раз, сколько слогов в слове.
  3. Игра «Прошагай словечко». Мы отхлопывали слова, а теперь их можно прошагать.
  4. Игра «Разложи игрушки» (маленькие игрушки из киндер-сюрпризов). Разложить игрушки по количеству слогов в разные коробки. В первую коробку положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога.
  5. Игра «Угадай имя». Взрослый загадывает имя с 1, 2 или 3 слогами, а ребенок должен отгадать.

Работа над слоговой структурой слова должна идти параллельно с развитием

фонематического слуха и постановкой звуков у логопеда. Все успехи над речью в кабинете логопеда должны переходить в реальную жизнь ребенка. В этом очень могут помочь родители. Только при грамотной, систематической и регулярной работе логопеда и родителей, ребенок может добиться успехов в развитии речи. Желаю вам плодотворного сотрудничества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"

консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Консультация "Причины нарушения слоговой структуры слова".

Консультация "Причины нарушения слоговой структуры слова"....