Работа над звуком "Ц"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Вовчко Елена Валерьевна

Автоматизация звука "Ц"  в  словах,  предложениях и текстах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivan-tsarevichzv_ts.doc548 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука  Ц  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Ц» («Автоматизация звука Ц в словах, предложениях и текстах»)

Цель: Автоматизация звука Ц  в  словах,  предложениях и текстах.

Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ц, а так же произношение слогов, слов, предложений  и текстов, насыщенных звуком Ц.
  2. Тренировать детей в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  3. Тренировать детей в составлении простых предложений, в распространении простых предложений дополнениями и определениями;
  4. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  5. Развивать фонематический слух ;
  6. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
  7. Развивать навыки звукового анализа и синтеза (слово ЦАПЛЯ);
  8. Развивать память, мышление;
  9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование:; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ц; карточки для характеристики звука Ц, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, картинка или игрушка ИВАН ЦАРЕВИЧ, разрезная картинка.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Слайд 1, 2  

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

Логопед: Малыш, к нам в гости пришел сказочный персонаж. Отгадай, кто это?

Все пути-дорожки истоптал,

Он жену свою любимую искал.

Добру молодцу найти её помог.

Стариком подаренный клубок.

Логопед: Правильно, это добрый молодец Иван-царевич.

Послушай, какой первый звук в слове ЦАРЕВИЧ? (звук Ц), А какой последний звук в слове МОЛОДЕЦ? (звук Ц). Правильно.  

Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя ДОБРОГО МОЛОДЦА ИВАНА ЦАРЕВИЧА  и работать со звуком Ц.

Физическое развитие

Речевое развитие

Слайд 3

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

 Логопед: Давай сыграем в пальчиковую игру про царя – повеселим нашего гостя.

Жил-был царь

(обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямлены – изображаем «корону»)

У царя был двор.

(руки разводятся на уровне груди – изображаем «двор»)

На дворе был колу,

(одна рука ставится на локоть, пальцы вверх сжаты, ладонь прямая),

На колу – мочало

(развести пальцы поднятой руки)

Его ветром качало.

(покачать кистью руки).

Не начать ли сначала? 

Физическое развитие

Слайд 4

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

 Логопед: Покажи Доброму молодцу ИВАНУ ЦАРЕВИЧУ, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.

Комплекс упражнений на свистящие звуки.

Речевое развитие

Слайд 5

Слайд 6

Речевая деятельность

  1. Изолированное проговаривание звука.  

Логопед: ИВАН – ЦАРЕВИЧ хочет сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний»

СОРОКА, ВОРОНА, ЦАПЛЯ, ВОРОБЕЙ.

Логопед: Молодец! Лишняя картинка ЦАПЛЯ – это перелетная птица, все остальные зимующие.

Какой первый звук в слове ЦЦЦАПЛЯ? (звук Ц).

Давай проговорим несколько раз Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц.

Речевое развитие

Слайд 7  

Речевая деятельность

  1. Анализ артикуляции звука

Логопед: Как мы произносим звук Ц?

- Губы улыбаются

- Зубки заборчиком

- Язычок горочкой

-Кончик языка упирается в нижние зубки

- Выпускаем резкую воздушную струю ТСССССССС

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ц и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Ц.

Речевое развитие

Слайд 8  

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука

Логопед: Какой звук Ц?  

Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков) .

Познавательное развитие

Слайд 9

  1. Связь звука с буквой.

Звук Ц обозначается буквой Ц. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Физическое развитие

Без презентации

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка

Давай сыграем в подвижную игру «Иван-царевич»

Иван-Царевич

(Делаем выпады)
Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом —
И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два —
Отлетела голова.
Еще выпад — три-четыре —
Отлетели остальные.

Социально-коммуникативное развитие

На слух

Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха

Логопед: Иван-Царевич хочет сыграть с тобой игру «Придумай рифму к слову»

ПТЕНЕЦ - …скворец

МОЛОДЕЦ - …удалец

ЛЕДЕНЕЦ - … конец

КУЗНЕЦ - …боец

ПЕВЕЦ - …отец

ЛИЦО - …крыльцо

КОЛЬЦО - …яйцо

Речевое развитие

Слайд 10

Слайд 11 

  1. Автоматизация звука в слогах и словах

Логопед: Давай сыграем в игру «Попугай» - повторяй за мной слоги:

АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ

УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ

ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ

ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ

ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ

ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ

Повтори за мной словосочетания: 

Цветные пуговицы, цветные нитки, меткая охотница, цыганская кибитка, мохнатая овца, тонкая циновка, пунцовый цветок, букет цветов, утиное яйцо, дикая медведица, немецкий язык, тонкая акация.

Познавательное развитие

Слайд 12

Умственная деятельность

  1. Звуковой анализ/синтез

.

Слово ЦАПЛЯ

Сколько слогов в слове ЦАП-ЛЯ (в слове ЦАП-ЛЯ 2 слога);

Сколько звуков в слове ЦАП-ЛЯ (3+2)

Сколько согласных звуков в слове ЦАПЛЯ? Какие? (3; Ц, П, Ль)

Сколько гласных звуков в слове ЦАПЛЯ? Какие? (2: А,А)

Положите слово квадратами. Положите поверх квадратов буквы.

Речевое развитие

Слайд 13, 14, 15, 16

Слайд 17

  1. Автоматизация звука в предложениях и текстах

Логопед: Повтори за мной предложения:

В мешке огурцы и луковицы.

На улице морозец, бери рукавицы.

Ходят по улице мокрые курицы.

К колодцу пришли овцы.

Зайцы обглодали деревцо.

По улице едет конница.

В цирке мы видели медведицу.

Колхозница цедила молоко.

У восьмерки два кольца без начала и конца.

Послушай стихотворение. Положи синюю фишку каждый раз, как услышишь слово со звуком Ц. Приготовься выучить стихотворение наизусть. 

Посылали молодицу

На улицу по водицу.

А водица далека,

А бадейка велика.

Ты, девица, не ходи,

Молодица, посиди.

(6 фишек).

Речевое развитие

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Игровая деятельность

  1. Игры на развитие ЛГСР и связной речи

Логопед: Вспомни, про кого загадал загадку ИВАН-ЦАРЕВИЧ. (про ЦАПЛЮ).

Давай посчитаем:

ОДНА ЦАПЛЯ, ДВЕ ЦАПЛИ, ТРИ ЦАПЛИ, ЧЕТЫРЕ ЦАПЛИ, ПЯТЬ ЦАПЕЛЬ.

ОДНО ЯЙЦО, ДВА ЯЙЦА, ТРИ ЯЙЦА, ЧЕТЫРЕ ЯЙЦА, ПЯТЬ ЯИЦ.

ОДИН КУЗНЕЦ, ДВА КУЗНЕЦА, ТРИ КУЗНЕЦА, ЧЕТЫРЕ КУЗНЕЦА, ПЯТЬ КУЗНЕЦОВ.

Составь предложение про ЦАПЛЮ из 3 слов:

ЦАПЛЯ ЛОВИТ ЛЯГУШЕК.

Сделай предложение длиннее (из 4 слов, из 5 слов, из 6 слов).

ЦАПЛЯ ЛОВИТ ЗЕЛЕНЫХ ЛЯГУШЕК.

ЦАПЛЯ ЛОВКО ЛОВИТ ЗЕЛЕНЫХ ЛЯГУШЕК.

СТРОЙНАЯ ЦАПЛЯ ЛОВКО ЛОВИТ ЗЕЛЕНЫХ ЛЯГУШЕК.

Составь схему любого предложения.  (В презентации: ЦАПЛЯ ЛОВИТ ЛЯГУШЕК).

Познавательное развитие

Без презентации

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Иван – Царевич принес тебе в подарок свою фотографию верхом на Сером Волке с Василисой Прекрасной. Но злой Кощей порвал фото. Собери картинку и склей ее.

(см. ниже – распечатать и разрезать )

Речевое развитие

Слайд 23  

Речевая деятельность

  1.  Итог НОД

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ц)

 Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СВИСТЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Слайд 24

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1.  Домашнее задание

Выучить стихотворение «Посылали молодицу»  Нарисовать к нему рисунок.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

yls6xumzjxb6-ivan-tsarevich-elena-prekrasnaia-i-seryi-volk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...