Технология развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
электронный образовательный ресурс по логопедии

Демкова Ирина Анатольевна

в презентации показаны этапы развития фонематического восприятия у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskoe_vospriyatie.pptx84.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Проблемами развития фонематического восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов : сочетаний звуков, слогов и слов.

Слайд 3

1 этап работы На 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие упражнения: 1. Воспитатель вызывает входящего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячет игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей). Входящему надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Нужно стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно, плавно: от громких к звукам средней силы и тихим. 2. Дети встают в круг. Логопед предлагает или незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик. 3. На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, погремушка. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит.

Слайд 4

2 этап работы На протяжении 2 этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. 1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отгадывает. 2. Взрослый выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку. 3. Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Слайд 5

3 этап работы На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры. 1. Воспитатель дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный ( баман , паман , банан, банам , баван …). Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные. 2. Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

Слайд 6

4 этап работы На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. 1. Взрослый произносит слоговой ряд, например: на – на - на - па. Дети должны определить и сказать, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на –но –на, ка - ка - га – ка . 2. Взрослый вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Взрослый или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па – па , па – ба. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и взрослым, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Слайд 7

5 этап работы На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Воспитатель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у », «Девочка плачет: а – а – а ». Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а , или у – у – у – у . Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1. Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2. Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у]. Аналогичная работа проводится на материале согласных фонем.

Слайд 8

6 этап работы Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву - и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. 1. Детям раздается по нескольку одноцветных кружков. Воспитатель произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу , о и т.д. Дети должны отложить на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных взрослым звуков. 2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красный, желтый, зеленый. Воспитатель уславливается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый – звуку у, зеленый – звуку и. Затем взрослый произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи , уа, аи; по три звука: ауи , аиу , уиа , иуа , иау.Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

Слайд 9

6 этап работы Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву - и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. 1. Детям раздается по нескольку одноцветных кружков. Воспитатель произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу , о и т.д. Дети должны отложить на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных взрослым звуков. 2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красный, желтый, зеленый. Воспитатель уславливается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый – звуку у, зеленый – звуку и. Затем взрослый произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи , уа, аи; по три звука: ауи , аиу , уиа , иуа , иау.Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах , так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен ...

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье описываются авторские технологии по развитию фонематического восприятия....