Зима. Зимние забавы.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Нурзиля Гарифуллина

Зима. Зимние забавы

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей подбирать однокоренные слова;
  • образовывать глаголы прошедшего времени. Коррекционно-развивающие:
  • расширять, активизировать словарь по теме,
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • развивать умение подбирать имена существи­тельные к глаголам;
  • закреплять правильное употребление пред­логов.

Коррекционно-воспитательная:

—           воспитывать интерес к изменениям, проис­ходящим в природе в зимний период.

Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображени­ем снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», не­большая искусственная елочка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Какие слова подходят к картинке?».

На доске выставлена сюжетная картина с изобра­жением зимы. Логопед называет слова, а дети хлопа­ют в ладоши, если слово подходит к картине.

Логопед: Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.

2.      Объявление темы.

Логопед держит в руках белый клубок ниток.

Логопед: Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы, детей.) Да, на снежный комочек. (Лого­пед кладет комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями.) Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму.

3.      Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я расскажу, что же такое зима.

Зима

Белая и холодная пришла на землю зима, с глу­бокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпу­чий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ров­ным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, за­кружит метель, оставляя высокие сугробы.

Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зе­ленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.

Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спа­сает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для это­го люди развешивают на деревьях кормушки, на­сыпают корм, а около мест обитания диких живот­ных раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начина­ют одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, жи­вотные, птицы — ждут наступления весны.

4. Развитие лексико-грамматических категорий. Логопед: Снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку! Чем покрыта зимой земля? (Ответы детей.) У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию. (Логопед выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)

Игра «Подбери слова-родственники». Снег — снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

Логопед: Снежный комочек катится дальше.

Покатился снежный ком,

Снова отыскал он дом.

В доме том живет загадка.

Поищите-ка отгадку! Я много знаю о снеге и о том, что с ним мо­жет происходить. Я буду рассказывать, что проис­ходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Игра «А что вчера?» Упражнять детей в обра­зовании глаголов в форме прошедшего времени. Сегодня снег блестит, а вчера... Сегодня снег падает, а вчера... Сегодня снег сверкает, а вчера... Сегодня снег тает, а вчера... Сегодня снег хрустит, а вчера-Сегодня снег идёт, а вчера...

Логопед: А комочек снова катится.

Покатился снежный ком И опять увидел дом. В доме том живет загадка. Нужно вам найти отгадку!

Игра «Подбери предмет». Придумать как мож­но больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? (на тему «Зима»). Наступает (что?) ■— ... (Зима.) Лежит — ... (Снег.) Валит — ... (Снег.) Кружатся — ... (Сне­жинки.) Свищет — ... (Ветер.) Катаются — ... (Дети.) Бушует— ... (Буря.) Лепят — ... (Снего­вика.) Замерзает — ... (Речка.) Съежились — ... (Снегири.) Блестит — ... (Снег.)

Физкультминутка. «Снеговик».

Давай, дружок,смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что ка­тят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком,

Останавливаются, «рису­ют» руками ком.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного раз­мера.

Его улыбка так светла!

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

В. Егорова

Показывают глаза, прикры­вают голову ладошкой, по­казывают нос, встают пря­мо, держат воображаемую метлу.

Логопед: Какая же загадка ждет нас теперь? Покатился снежный ком И нашел четвертый дом. В доме том живет загадка. Но какая к ней отгадка?

Игра «Где снегирь?». Упражнять детей в пра­вильном использовании предлогов в речи. Логопед: Вместе с загадкой к нам прилетел сне­гирь и решил покружиться возле елочки.

Логопед перемещает снегиря, а дети рассказыва­ют, где он находится.

Снегирь спрятался под елью. Подлетает к елоч­ке. Слетел с елочки. Прыгает возле (около) ели. Сидит на ели. Перелетел с ветки на ветку.

Логопед: Ребята! Снежный комочек отправляет­ся в путешествие последний раз.

Покатился снежный ком, Перед ним последний дом.

В доме том живет загадка. Подберите к ней отгадку!

Игра «Назови несколько». Учить образовывать имена существительные в форме множественно­го числа и согласовывать их с именами числи­тельными.

Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок. Снеговик — снеговики, два снего­вика, пять снеговиков. Снегирь — снегири... Шайба — шайбы... Клюшка — клюшки...

5. Итог занятия.

Логопед: О каком времени года говорили на за­нятии? Какие слова-родственники у слова снег? На­зовите их. Подберите слова-действия к слову снег.

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 6-7)

  • Игра «Кому что нужно?». Хоккеисту — клюшка, фигуристу —    саночнику —    лыжнику — ....
  • Игра «Исправь ошибку». Зимой дети катают­ся на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, игра­ют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
  • Образование родственных слов. Зима — зимуш­ка, зимний, зимние, зимующие... Снег — снежин­ка, снежный, снеговик, Снегурочка...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима. Зимние забавы Приготовила: учитель-логопед Гарифуллина Н.И.

Слайд 2

Игра «Какие слова подходят к картинке?». Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж , босоножки, снегири.

Слайд 3

Игра «Подбери слова-родственники ».

Слайд 4

Игра «А что вчера?» Сегодня снег блестит, а вчера... Сегодня снег падает, а вчера... Сегодня снег сверкает, а вчера... Сегодня снег тает, а вчера... Сегодня снег хрустит, а вчера... Сегодня снег идёт, а вчера...

Слайд 5

Игра «Подбери предмет» ( кто?или что? на тему «Зима »). Наступает (что?) — ... Лежит — ... Валит — ... Кружатся — ... Свищет — ... Катаются — ... Бушует — ... Лепят — ... Замерзает — ... Съежились — ... Блестит — ...

Слайд 6

Игра «Где снегирь?».

Слайд 7

Игра «Назови несколько ». (1, 2, 5)

Слайд 11

Игра «Подбери признак». С нег какой? Сосулька какая? Снежинка какая? Зима какая?

Слайд 12

Игра «Кому что нужно ?» . Лыжнику нужны… Хоккеисту нужны… Фигуристу нужны… Саночнику нужны…

Слайд 13

Составление рассказа «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе "Зима.Зимние забавы"

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе по теме "Зима.Зимние забавы" включает в себя различные виды деятельности.При проведении занятия решаются следующие программные задачи:...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Зима. Зимние забавы"

Мероприятие проходит в форме  диалогически проблемной  игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

"Зима. Зимние забавы"

конспект логопедического подгруппового занятия.цель: обощение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.занятие продготовлено с использованием интерактивной доски, можно использовать фланелегра...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ «Зимушка – зима. Зимняя забава - снеговик». Подготовительная группа

Данный материал представляет собой конспект совместной деятельности педагога с детьми по лексической теме "Зима. Зимние забавы."Педагогом ставятся задачи:1Формировать умение поддерживать речевое общен...

Зима. Зимние забавы и зимние виды спорта.

Вашему вниманию представлены две презентации, которые помогут Вам организовать занятия по окружающему миру, закрепить признаки зимы, пополнить и активизировать словарный запас детей. Можно презентацию...

Календарное планирование на две недели на темы: "Зима.Зимние забавы","Зимушка-зима,в гости к нам пришла" 2мл.гр.2017-2018уч.г

Календарное планирование на две недели по ФГОС с целями и задачами,индивидуальной работой....

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...