РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
материал по логопедии

Медведева Елена Владимировна

Речевые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры.

     Практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается увеличение детей с тяжелым недоразвитием речи в группах ДОУ. Проблема преодоления тяжелого недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных задач для дошкольного образования. Речевые и неречевые нарушения у детей дошкольного возраста с нормальным слухом и сохранным интеллектом отрицательно влияет на развитие слухового восприятия, чувства ритма и эмоционально-волевой сферы. Перед педагогами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, тем самым преодолеть речевые и неречевые нарушения у детей дошкольного возраста. Речевое музицирование, представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.  Речевые игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми всем комплексом выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика.

     Идея использовать ритмизованную речь принадлежит К. Орфу, немецкому композитору, родившемуся в конце 19 века, но его методика до сих пор считается новаторской.

Речевые игры  со звучащими жестами

«Пограничники»

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!

Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.

По порядку стройся в ряд,

Ходьба на месте.

Пограничников отряд.

Левая, правая,

Топнуть сначала левой ногой, потом правой.

Бегая,

Бег на месте.

Плавая,

Имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.

Мы растем смелыми,

Встать на носки, руки вверх.

На солнце загорелыми.

Стойка, руки за голову.

Ноги наши быстрые,

Поднимание согнутых ног вперед.

Метки наши выстрелы,

Рывки руками.

Крепки наши мускулы

Сгибание рук к плечам.

И глаза не тусклые.

Кто шагает дружно в ногу?

Ходьба на месте.

Пограничникам дорогу!

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

«Листопад»

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят!                      Качают руками

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,   Ритмичные хлопки

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,                        Притопы

По камушкам скачут.                    Легкие прыжки с хлопками

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.          Хлопки чередуются со шлепками по

коленям.

Веселится детвора!                          Легкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,   Притопы

Хлоп в ладоши,   Хлопки

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,   Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                           Убегают от «дождика»

«Самолет»

Сам, сам, самолет.

Три хлопка, развести руки в стороны.

Тут и там самолет.

То же самое.

Самолет летит близко — далеко.

Руки приблизить к груди, затем вытянуть вперед.

Самолет летит низко — высоко.

Руки развести в стороны и присесть, затем встать, поднимая руки.

«Смелый капитан»

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

(имитируют действие)

Волны плещутся слегка

(показывают руками волны)

Качка тихая пока

(переминаются с одной ноги на другую)

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали

(присесть)

За канат держусь я крепко

(Имитировать держание за канат)

Вдруг сорвало ветром кепку

Я ловить рукою стал

(хлопки в ладоши)

Чуть с мосточка не упал.

(Руки и ноги в стороны)

«Мама мышка»

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Держась за руки, покачиваются из стороны в сторону.

Я на цыпочках хожу,

Идут на носочках к мышке-маме и обратно.

Маму я не разбужу.

Проигрыш, звучит музыка. Ходьба на носках по всему залу.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Идут, громко топая пятками.

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Сходятся у стула, где спит мама.

Прямо к мамочке ведут.

Проигрыш, звучит музыка.

Мама-мышка просыпается и шутливо догоняет детей.

Окружающий мир

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Педагог.

Ти-ти-ти — куда же нам пойти?

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Ять-ять-ять — в лес отправимся гулять.

Шлепки ладонями по коленям.

Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.

(Е. Пожиленко)

Перетопы ногами.

«В лесу»

По-лосиному красиво

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

Бег на носках.

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

Ходьба на внешнем своде стопы.

Инсценировка «Кошкин дом»

(русская народная потешка)

Хором.

Бом-бом, бом-бом!

Энергично поднимают и опускают руки, сжатые в кулаки.

Загорелся Кошкин дом!

Постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе круг и быстро перебирая пальцами.

Кошка выскочила,

Схватиться руками за голову и покачать головой.

Глаза выпучила,

Приставить к глазам «очки» из больших и указательных пальцев.

Побежала к дубу,

Бежать друг за другом, поочередно выставляя вперед «лапки-царапки».

Прикусила губу.

Остановиться, прикусить губу верхними зубами.

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом.

Расставить сжатые в кулаки руки в стороны и бежать на носках.

А собачка — с помелом,

Наклониться вперед, одна рука на поясе, другая как бы подметает землю.

А лошадка — с фонарем,

Поднять руку, сжатую в кулак, вверх.

Серый заинька — с листом.

Обеими ладонями делать махи движением от себя.

Раз-раз! Раз-раз! И огонь погас!

Поднять руки вверх. Ладони раскрыты вниз. На каждый слог постепенно рывками опускать их вниз.

«Кошка»

Хором.

Мы купили кошке

Протянуть руки вперед, ладонями вверх.

К празднику сапожки,

Поставить ногу на пятку и повертеть носочком.

Причесали ей усы,

От щек развести руки в стороны.

Сшили новые трусы,

Имитировать шитье иголкой.

Только как их надевать?

Пожать плечами, руки в стороны.

Хвостик некуда девать! (Б. Заходер)

Показать рукой «хвостик» за спиной.

«Веселые музыканты»

Педагог.

Играет кот на скрипке:

Имитировать игру на скрипке.

Тили-ли! Тили-ли!

Прохлопать ритм в ладоши.

На блюде пляшут рыбки:

Сделать волнообразные движения кистями рук.

Хлюп-хлюп, люли!

Два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши — 2 раза.

Хлюп-хлюп, люли!

Танцуют чашки, блюдца:

«Фонарики».

Дзинь-дзинь, хо-хо!

Дзинь-дзинь, хо-хо!

Два «фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь («тарелочки») — 2 раза.

А лошади смеются:

Постукивать пятками об пол, руки как бы держат вожжи.

И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!

На «И-и...» поднять обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» — опустить их вниз.

Подвижная игра «Кот и мыши»

Педагог.

Мышки в норочках сидят,

Мышки в щелочки глядят.

«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них.

Ой, как много мышек тут,

Коготками пол скребут.

«Скребут» ноготками пол.

Тише, мыши, серый кот!

Он вас всех подстережет!

Грозят друг другу пальцем.

Серый кот гулять пошел,

И мышат он не нашел.

«Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.

Только котик засыпает,

Мышки сразу выбегают.

«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С окончанием музыки «кот» их старается поймать.

«Молотки»

Педагог.

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Садятся на пол перед стулом и ритмично стучат по нему суставами пальцев рук, сжатых в кулаки.

Застучали молотки,

Заиграли в локотки:

Продолжать ритмично стучать локтями.

Тук-ток, тук-ток,

Скоро выстроим домок.

(Русская народная потешка)

«Лошадка»

Педагог.

Скок, лошадка, скок, скок!

По дорожке — цок, цок!

Четвертными длительностями ударять поочередно ладонями по коленям.

Цок да цок — стучат копытца,

Восьмыми хлопать в ладоши.

Цок да цок — лошадка мчится.

А по ямкам, по овражкам —

Тюх-тюх-тюх, тюх-тюх-тюх!

Перетопы ногами в ритме четверть-четвертьполовинная.

А по кочкам, а по кочкам —

Бух, бух, бух, бух!

Половинными длительностями ударять кулачками по коленям.

«Сова»

Летела сова,

Взмахивать руками.

Веселая голова.

Она летела, летела,

На дубок села.

Присесть, руки опустить.

Хвостиком повертела,

Встать, руки сложить «хвостиком» сзади, повертеть им.

По сторонам поглядела

Посмотреть в одну и в другую сторону.

И опять полетела.

Взмахивать руками.

У мышонка замер дух.

Он забился под лопух.

А сова — все ближе, ближе,

А сова — все ниже, ниже

И кричит в тиши ночной:

— Поиграй, дружок, со мной!

Пропищал мышонок: — В прятки? —

И пустился без оглядки,

Скрылся в скошенной траве.

Не найти его сове!

Подвижная игра «День — ночь»

По сигналу «День!» дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово «Ночь!» — замирают. «Сова» медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится.

Педагог.

До утра сова искала,

Утром видеть перестала.

Села, старая, на дуб

И глазами луп да луп.

Подвижная игра «Мышки-мышки»

Дети двигаются врассыпную поскоками по залу. С изменением темпа девочки-мышки убегают, мальчики-мышата стараются их поймать. При повторении мальчики убегают от девочек.

Подвижная игра «Замри!»

Педагог.

Разбежались по лужайке

Бег врассыпную.

Мишки, лисоньки и зайки.

Стали весело кружиться,

Кружение на носочках.

Стали звери веселиться.

Раз — прыжок, два — прыжок!

Прыжки на двух ногах.

Замирай скорей, дружок!

Замереть в произвольной позе до тех пор, пока ведущая не скажет: «Отомри!»

«Веселый шоколад»

Раз, два, три, четыре, пять,        загибают пальцы на правой руке,

Бобы какао надо взять.

В порошок все растереть,               трут ладошки одну о другую

Громко песенку запеть:                   хлопки,

Вкусный, сладкий шоколад

Приготовить каждый рад!

Продолжаем – шесть, семь, восемь,  загибают пальцы на левой руке,

Какао-масло нужно срочно!      сжимают и разжимают пальцы рук,

Сыпем сахар, ванилин,           собирают пальцы в щепотку,

Запоем все, как один.     хлопки,

Вкусный, сладкий шоколад

Приготовить каждый рад!

Девять, десять – нелегко!      качают головой, показывают раскрытые ладошки

Мы добавим молоко.   делают круговые движения руками

Все по формам разольем

И немножко подождем, кулачок под щечкой, хлопки

Вот готов наш шоколад

Съесть кусочек каждый рад!

Как живешь?

Как живешь?

- Вот так!

(большие пальцы обеих рук –

вверх, остальные пальцы собраны в кулак)

А плывешь?

- Вот так!

(руками изображаем движения пловца)

Как бежишь?

- Вот так!

(руки сгибаем в локтях, движения вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

- Вот так!

(поочередно прикладываем ладони ко лбу)

Машешь вслед?

- Вот так!

(энергичные движения кистями рук)

Ночью спишь?

Речевые игры. Окружающий мир

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Педагог.

Ти-ти-ти — куда же нам пойти?

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Ять-ять-ять — в лес отправимся гулять.

Шлепки ладонями по коленям.

Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.

(Е. Пожиленко)

Перетопы ногами.

«Медвежата»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...