Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Бурцева Любовь Юрьевна

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №853 Дошкольное отделение №3

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

Подготовила воспитатель

Группы №17

Бурцева Любовь Юрьевна

Москва 2015


Игры направлены на решение разных речевых задач.

Основные задачи:

-воспитание звуковой культуры речи

-формирование грамматического строя речи

 -обогащение словарного запаса

-развитие связной речи

Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову и его точному и правильному употреблению в устной речи.

В грамматическом материале содержатся игры, обучающие  разным способам словообразования и словоизменения ( родительный падеж единственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже), а так же упражнения, развивающие синтаксический строй речи.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на усвоение значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке по картинке или по серии картинок, рассуждать, объяснять.

Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий  в речевом развитии. Основной для ребенка игрой является сюжетно - отобразительная игра, в которой он материализует свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, то есть действует в воображаемой ситуации.

В режиссерской игре ребенок действует одновременно за несколько персонажей, не принимая на себя какой-либо роли. Режиссерская игра – игра индивидуальная. Если же в нее включаются другие участники – это уже коллективная игра, то есть игра инсценировка, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Игра – инсценировка отличается от режиссерской своей коллективностью, а от театрализованной игры- отсутствием зрителей. В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.

Игры на формирование структуры предложения

« Чудесный мешочек»

Цель: формировать умение ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам и построении предложения.

Материал:  игрушка заяц, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Ход игры

Воспитатель: К нам детский сад пришел заяц. Зайка - побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

( воспитатель достает по очереди из мешка предметы)

Дети: Морковка.

Воспитатель: Какая морковка?

Дети: Длинная, красная.

Воспитатель: Кладем морковку на стол. А это что?

Дети: Огурец.

Воспитатель: Он зеленый и длинный.

Аналогичным образом воспитатель достает помидор, яблоко и т.д.

 Теперь зайчик с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно.

Она длинная, красная. Что это?

Дети: Морковь

Воспитатель: Он зеленый, длинный. Что это?

Дети: Огурец.

Воспитатель: Оно круглое, красное. Что это?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Он круглый, красный. Что это?

Дети: Помидор.

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, воспитатель повторяет, выделяя голосом местоимения: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Воспитатель: Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Правильно. Яблоко – это фрукт.

Спасибо зайка, что пришел к нам. До свидания.

«Чего не стало?»

Цель: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить  предложения.

Материал: пары предметов – матрешки, пирамидки ( большая и маленькая), ленточки ( разного цвета и разного размера – длинна и короткая), игрушечные лошадки, утята; Буратино; мешок.

Ход игры

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес  ребятам игрушки. Дети рассматривают их, называют. Выставляют на столе.

Воспитатель: Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставим их рядом. Ваня, теперь ты достань игрушку. Что это?

Дети: Пирамидка.

Воспитатель: Еще пирамидка есть?

Дети достают по очереди все игрушки.

Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки.

Воспитатель: Чего не стало?

Затем прячет ленточки, а на их место кладет пирамидки.

Чего не стало?

Наконец убирает все игрушки. Каких игрушек не стало?

Подведение итогов. Обсуждение.

« Вечер загадок»

Цель:  формировать умение определять объект по его функциональным и внешним признакам.

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают.

То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

Убегает далеко.

А когда придет обратно,

То мяукает и с блюдца

Пьет сырое молоко.

(Кот.)

Днем лежит и молчит,

Ночью лает и ворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать подает.

(Собака.)

Встретишь – гогочет,

Ущипнуть хочет.

А я иду и не боюсь.

Чего бояться? Это… (гусь).

Серый, зубастый,

В лесу воет,

По полю рыщет,

Ягнят, телят ищет.

(Волк.)

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Он фыркает – живой.

( Еж.)

Список использованной  и рекомендованной литературы

  1. Громова О.Е. « Лексические темы по  речевому развитию детей 3-4 лет». М., 2006
  2. Рождественская А. « Сто загадок – сто отгадок». М., 1972
  3. Ушакова О.С «Знакомим дошкольников  с литературой. Конспекты занятий». М., 2008
  4. Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий». М., 2007
  5. Ушакова О.С. « Теория и практика развития речи дошкольника». М., 2008
  6. Чуковский К.И. « От двух до пяти». М.,1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно – речевому развитию ( ФЭМП ) в средней группе. Тема: Путешествие по сказке « Маша и медведь »

Детский сад «Колосок» встретил гостей 18 апреля 2012 года в стенах своего сада и поделился с коллегами своим опытом работы по Ф.Г.Т. В рамках работы районных методических объединений по неп...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ «МЫ – БУДУЩИЕ КОСМОНАВТЫ»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....