Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Бурцева Любовь Юрьевна

    « Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Школа №853 Дошкольное отделение №3

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

    Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

    Подготовила воспитатель

    Группы №17

    Бурцева Любовь Юрьевна

    Москва 2015


    Игры направлены на решение разных речевых задач.

    Основные задачи:

    -воспитание звуковой культуры речи

    -формирование грамматического строя речи

     -обогащение словарного запаса

    -развитие связной речи

    Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову и его точному и правильному употреблению в устной речи.

    В грамматическом материале содержатся игры, обучающие  разным способам словообразования и словоизменения ( родительный падеж единственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже), а так же упражнения, развивающие синтаксический строй речи.

    В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на усвоение значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

    Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке по картинке или по серии картинок, рассуждать, объяснять.

    Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий  в речевом развитии. Основной для ребенка игрой является сюжетно - отобразительная игра, в которой он материализует свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, то есть действует в воображаемой ситуации.

    В режиссерской игре ребенок действует одновременно за несколько персонажей, не принимая на себя какой-либо роли. Режиссерская игра – игра индивидуальная. Если же в нее включаются другие участники – это уже коллективная игра, то есть игра инсценировка, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Игра – инсценировка отличается от режиссерской своей коллективностью, а от театрализованной игры- отсутствием зрителей. В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.

    Игры на формирование структуры предложения

    « Чудесный мешочек»

    Цель: формировать умение ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам и построении предложения.

    Материал:  игрушка заяц, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

    Ход игры

    Воспитатель: К нам детский сад пришел заяц. Зайка - побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

    ( воспитатель достает по очереди из мешка предметы)

    Дети: Морковка.

    Воспитатель: Какая морковка?

    Дети: Длинная, красная.

    Воспитатель: Кладем морковку на стол. А это что?

    Дети: Огурец.

    Воспитатель: Он зеленый и длинный.

    Аналогичным образом воспитатель достает помидор, яблоко и т.д.

     Теперь зайчик с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно.

    Она длинная, красная. Что это?

    Дети: Морковь

    Воспитатель: Он зеленый, длинный. Что это?

    Дети: Огурец.

    Воспитатель: Оно круглое, красное. Что это?

    Дети: Яблоко.

    Воспитатель: Он круглый, красный. Что это?

    Дети: Помидор.

    Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, воспитатель повторяет, выделяя голосом местоимения: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

    Воспитатель: Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось?

    Дети: Яблоко.

    Воспитатель: Правильно. Яблоко – это фрукт.

    Спасибо зайка, что пришел к нам. До свидания.

    «Чего не стало?»

    Цель: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить  предложения.

    Материал: пары предметов – матрешки, пирамидки ( большая и маленькая), ленточки ( разного цвета и разного размера – длинна и короткая), игрушечные лошадки, утята; Буратино; мешок.

    Ход игры

    Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес  ребятам игрушки. Дети рассматривают их, называют. Выставляют на столе.

    Воспитатель: Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставим их рядом. Ваня, теперь ты достань игрушку. Что это?

    Дети: Пирамидка.

    Воспитатель: Еще пирамидка есть?

    Дети достают по очереди все игрушки.

    Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

    На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки.

    Воспитатель: Чего не стало?

    Затем прячет ленточки, а на их место кладет пирамидки.

    Чего не стало?

    Наконец убирает все игрушки. Каких игрушек не стало?

    Подведение итогов. Обсуждение.

    « Вечер загадок»

    Цель:  формировать умение определять объект по его функциональным и внешним признакам.

    Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают.

    То мурлычет, то играет,

    То куда-то удирает,

    Убегает далеко.

    А когда придет обратно,

    То мяукает и с блюдца

    Пьет сырое молоко.

    (Кот.)

    Днем лежит и молчит,

    Ночью лает и ворчит.

    Кто к хозяину идет,

    Она знать подает.

    (Собака.)

    Встретишь – гогочет,

    Ущипнуть хочет.

    А я иду и не боюсь.

    Чего бояться? Это… (гусь).

    Серый, зубастый,

    В лесу воет,

    По полю рыщет,

    Ягнят, телят ищет.

    (Волк.)

    В густом лесу под елками,

    Осыпанный листвой,

    Лежит клубок с иголками,

    Он фыркает – живой.

    ( Еж.)

    Список использованной  и рекомендованной литературы

    1. Громова О.Е. « Лексические темы по  речевому развитию детей 3-4 лет». М., 2006
    2. Рождественская А. « Сто загадок – сто отгадок». М., 1972
    3. Ушакова О.С «Знакомим дошкольников  с литературой. Конспекты занятий». М., 2008
    4. Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий». М., 2007
    5. Ушакова О.С. « Теория и практика развития речи дошкольника». М., 2008
    6. Чуковский К.И. « От двух до пяти». М.,1990

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

    В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

    КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно – речевому развитию ( ФЭМП ) в средней группе. Тема: Путешествие по сказке « Маша и медведь »

    Детский сад «Колосок» встретил гостей 18 апреля 2012 года в стенах своего сада и поделился с коллегами своим опытом работы по Ф.Г.Т. В рамках работы районных методических объединений по неп...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ «МЫ – БУДУЩИЕ КОСМОНАВТЫ»

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....