С детьми играем – речь развиваем!
консультация по логопедии

Ладанова Анна Алексеевна

Консультация для родителей.

Помочь развить речевой навык ребенка можно при помощи упражнений.Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю Вам соединить развитие речи и игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_detmi_igraem_-_rech_razvivaem.docx66.44 КБ

Предварительный просмотр:

С детьми играем – речь развиваем!

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. В младшем дошкольном возрасте дети в буквальном смысле копируют своих родителей, поэтому родителям важно следить за своей речью, так как она является примером для подражания. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. Общаясь друг с другом, говорите полными предложениями, не искажайте звуковую оболочку слова, говорите с ребенком на языке взрослых, не сюсюкайтесь.

Уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру.

Слуховое внимание – это навык, приобретенный ребенком в раннем детстве, который позволяет ребенку воспринимать речь, полноценно понимать все ее составляющие и анализировать их.

Ребенка окружает множество звуков: шелест листьев, работа холодильника, жужжание мухи, шум дождя, шум ветра, громкие сигналы машин и т.д.

Для улучшения слухового внимания, умения находить источник звука, ориентироваться в пространстве, развития выдержки, можно поиграть в такие игры:

Игра «Жмурки с голосом»

Цель игры: найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование: повязки.

Описание игры: водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Игра «Скажи, что ты слышишь»

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Предлагаем ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке с малышом.

Но наибольшую значимость для ребенка играют речевые звуковые колебания – слова. Способность говорить и воспринимать речь является важнейшей составляющей развития детей, именно она обеспечивает полноценную общение с окружающим миром. А для обучения навыкам коммуникации важно уметь воспринимать речь на слух.

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Развитый речевой слух является значимым составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Для развития речевого слуха можно поиграть в игру:

Игра «Лягушка»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Игра «Хлопки»

Цель. Развитие речевого слуха и количественных представлений.

Описание игры. Взрослый условливается с ребенком, что он будет считать до пяти и, как только он произнесёт число 5, малыш должен сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Ребенок вместе со взрослым громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. 2 – 3 раза проводите игру правильно. Затем взрослый начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Ребенку нужно быть внимательным и не ошибаться.

Фонематический слух является составной частью речевого слуха. Это способность различать и узнавать фонемы, которые составляют оболочку слова. Игры, которые способствуют развитию фонематического слуха.

Игра «Угадай, чья эта песенка»

Взрослый произносит звук, ребенок угадывает, чья это песенка:

С – водичка, З – комарик, Ш – гусь шипит (змея), Ж – жук, Ц – маленький кузнечик, Ч – большой кузнечик, Э – медведь, Ы – пароход.

Игра «Хлопни, если услышишь правильно» хлопни в ладоши, если правильно звучит слово.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Описание игры: Взрослый объясняет, что ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Нужно предлагать разные по количеству слогов слова.

Развитие физиологического дыхания  

Игра «Узнай фрукты»

Цель. Закрепление представлений по теме «Фрукты». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование. Наиболее распространенные фрукты, обладающие достаточно сильным запахом.

Описание игры. На столе тарелочка с фруктами. Нужно ребенку понюхать фрукты и запомнить их запах. Взрослый предлагает малышу закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие фрукты на тарелке. Для этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.

Фрукты можно заменить ягодами.

Игра «Капитаны»

Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука я. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенном месту (городу).

http://86ds7-nyagan.edusite.ru/images/p335_buhfz.jpg

Использованы материалы: Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994 г. - 344 с.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С детьми играем - речь развиваем

Консультация для педагогов из опыта работы по речевому развитию детей...

«С детьми играем — речь развиваем»

Игры  с  детьми для развития речи!разработанная картотека в помощь логопедам и родителям!...

Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»

Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ....

Картотека игр для родителей « С детьми играем – речь развиваем»

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Пре...

С детьми играем - речь развиваем

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.Время идет, речь постепенно...