Дифференциация звуков [Ч-Т']
методическая разработка по логопедии

Речевой материал по дифференциации звуков [Ч-Т'] может быть использован учителями-логопедами, воспитателями и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_ch-t.odt22.43 КБ

Предварительный просмотр:

1.Чётко повторять слоги, слова, словосочетания и предложения со звуками [Ч] и [Т’]:

Ча-тя           чо-тё             чу-тю             че-те             чи-ти

тя-ча           тё-чо              тю-чу             те-че             ти-чи

Ча-тя-ча      чо-чо-тё        чу-тю-чу        те-те-че        ти-чи-ти

Ач-ать         оч-оть           уч-уть             эч-эть           ич-ить

ать-ач           оть-оч           уть-уч            эть-эч           ить-ич

ать-ать-ач    оть-оч-оть     уть-уч-уть     эть-эч-эть    ич-ить-ич

Учитель, чинить, течь, стеречь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, отвечать, тягач.

Горячий утюг, тёплая печка, тёмные тучи, чужой котёнок, тёмный чуланчик, чугунный котёл, тяжёлый чемодан, плетёная бечёвка.

Летят птички-невелички. Мальчики катят тачку. Наступил вечер, и утих ветер. В форточку залетела бабочка.   Плывут по небу тучки, тучек – четыре штучки. Почту будем мы читать, почтальона почитать.

2.Игра «Измени словечко»:                                                         

Мяч – мять,  петь – печь,  медь – меч,  запеть – запечь, чук – тюк,  печка – Петька, редька – речка,  плечи – плети,  затем – зачем,   вечер – ветер,  плетёный – печёный,  каучук – утюг,      теремок – черенок,  волчата – котята,  тёсаный – чёсаный,  чёрный – тёмный, чавкать – тявкать, тёлочка – чёлочка.                                                                                    

3. Отгадать и выучить наизусть загадки, нарисовать картинки-отгадки: Рыльца – пятачками, хвостики – крючками.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Опоздать я не хочу!

4. Повторять  чистоговорки и стихи, следя за чётким произношением звуков [Ч] и [Т]’:

Мальчуган вздыхает тяжко,
Со стола упала чашка…

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки.

Учим Тузика не чавкать

И на деточек не тявкать!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке.

Чтоб полить укроп и редьку,

За водой иду на речку!                                                        

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Мама будет тесто мять –              

Дети будут в мяч играть.

Мама тортик будет печь –  

Дети песни будут петь! (И.Синицына)                                                    

Мы едим кисель черничный,                                  

Аппетит у нас отличный.

А  усы черничные

Очень симпатичные. (П. Синявский)

Ути-ути!

Рано-рано утречком    

Вышла мама-уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит:

- Вы плывите, Ути-ути,

Плавно, в ряд!

Хоть сыночек не велик, не велик,

Мама трусить не велит, не велит:

- Плыви, плыви, утёныш!

Не бойся, не утонешь!    (А.Барто)                                        

 

Часы.

Интересней нет усов,

чем у часиков-часов.

Посмотри - один короче,

а другой, длинней чуть-чуть,

совершает долгий путь.   (Г.Лютнин)

Вьётся недалечко реченька-река.

Маленькая речка - меньше ручейка.

Не поплыть, не нырнуть,

Только ножки окунуть -                                                    

чуть-чуть.   (Е.Благинина)                                                                                

Почемучка.           

- Почему же, почему

Почемучкать ни к чему? –

Почемучка очень хочет

Разобраться, что к чему!

Очень хочет стать учёным

Почемучка увлечённый!   (И.Синицына)

                                                                                                                                                                                                                                          Считалочки.

1). Раз, два, три, четыре, пять –

В прятки мы хотим играть!

2). Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!   (Г.Сапгир)

                 

Ручеёк.                                                                                          

Ручеёк, ручеёк,

Дай водички на чаёк!

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Пить с печеньем, с калачом,

И пирог мы испечём!

И, сверкая под лучами,

Засмеялся родничок,

Быстро прыгнул

С камня в чайник –

Дал водички на чаёк!                                                                                                                                                        

Любознательный.                                            

Я про пчёл

Не всё прочёл,

Сам решил узнать про пчёл, –  

Мёд мне очень нравится!

Одного лишь не учёл –

Что они кусаются!   (М. Тахистова)  

Тучи.          

Тучки у речки

Как белые овечки,

А тучи над горами

Как чёрные бараны.

Туча тучу ткнула лбом –

Бом!

Испугались обе тучи –

И бежать на всякий случай:

Я, мол, не я,

Не моя, мол,

Молния!   (В.Татаринов)

                                                                                                           

Жил на свете человечек.

Жил на свете человечек.

Он всю жизнь лечил овечек.

Днём ли, ночью – стук-постук –

Прибегал к нему пастух.

Человечек брал аптечку

И спешил спасать овечку.

…Затрещал в полях мороз,

Холод не на шутку.

И овечки человечку

Подарили шубку:  

– Носи веселей  

И сам не болей! (В.Татаринов)                                            

5. Игра  «Чудинки».  Послушай внимательно, скажи правильно.        

Речка печёт, печка течёт.                  

Молчун ворчит, ворчун молчит.

Мечтатель читает, читатель мечтает.    

Чайка рычит, овчарка кричит. (И.Сухин)

6. Игра  «Испорченный телефон».

Внимательно послушай стихотворение  Петра Синявского. Угадай, какие звуки  перепутались и повтори верно:

Тихон тихонько чихнул,

Чихон чихонько тихнул.

Тимоша включил телевизор,

Чимоша вклютил челевизор.

Если молтит челефон,

Знатит, испортенный он.

                                                                                                         

7. Пересказывать тексты, следя за чёткостью произношения звуков

[Ч] и [Т’]:

Чижик.

Поймал мальчик птичку – чижа. Посадил его в клетку. Мальчик кормит и поит чижика, чистит ему клеточку. Только не слышно от  чижика песен. Почему не поёт птичка, мальчик не знает.

 - Чижик твой хочет на волю, - сказала мама мальчику. Открыл мальчик дверку. Вылетел чиж из клетки, сел на дерево и запел.

                               

Волчонок.                         

Жили в лесу мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек.

Понёс  человек волчонка в мешке домой.  Дома он положил мешок с волчонком на пол.

Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстречу  кот.  Волчонок  назад попятился. А мешок, как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно.    

Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь лапой. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней  в  лес. (По Е.Чарушину)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...