Консультация учителя-логопеда "Звуковой анализ слова"
консультация по логопедии

Мельникова Валентина Миндыкановна

Звуковой анализ слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковой анализ слова

       В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.

Фонематический слух – это способность различать звуки речи.

Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы.

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен:

  • опознать звук в речевом потоке;
  • различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (насос, сосна);
  • понимать значение слов, отличающихся одним звуком (мишка – миска).

       Развитый фонематический слух важен не только на этапе формирования устной речи ребенка. Высокий уровень его развития необходим при овладении письменной формой речи (чтением и письмом). Он является залогом последующей грамотности ребенка.

       Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Звуковой анализ требует специального планомерного обучения.

         Звуковой анализ – это:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков;
  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий - глухой).

    Чтобы родителям было легче помогать своим детям необходимо вспомнить теорию русского языка.

      В русском языке 10 гласных букв (А,О,У,Э,Ы,И,Я,Е,Ё,Ю),

     21 согласная буква (Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ) и еще особенные буквы – это Ь и Ъ.

   Теперь разберемся со звуками. И поможет нам в этом очень простая схема

           

     

       Согласные звуки в свою очередь делятся на твердые и мягкие. Например: трон – тронь . Мягкость согласного звука обозначается значком:

     Стало быть, в слове трон [н]- твердый согласный звук, а в слове тронь [н’] – мягкий.

     Звуки [ж],[ ш], [ц] – всегда твердые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: [б-б’], [р-р’] и так далее.

       Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора можно рисовать кружками и раскрашивать, выкладывать из разноцветных квадратиков или кружков (для этой цели хорошо подходят пробки для пластиковых бутылок красного, синего и зеленого цветов).

Условные обозначения звуков и схема их разбора:

      Красный цвет – обозначает гласный звук

      Синий – согласный твердый звук

      Зеленый цвет – согласный мягкий звук

 

Соответственно, слово лес схематически будет выглядеть так:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование ЗКР - основа успешного овладения детьми звукового анализа слов

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – ОСНОВАУСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ. С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка. Щебетание птиц, шелест листь...

Консультация "Звуко-буквенный анализ слов. "

Что нужно знать, чтобы правильно выполнять звуко-буквенный анализ с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...