Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Калашникова Ольга Юрьевна

Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prilagatelnyh_u_detey_s_onr.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе

В онтогенезе словообразование формируется во взаимосвязи с развитием мышления ребенка, процессов анализа, синтеза, сравнения, выявления различий и сходства в семантике и формально-языковых признаках слов. Поскольку некорневые морфемы отличаются более отвлеченной семантикой, чем значение корня, дети в процессе речевого онтогенеза, прежде всего, усваивают лексическое значение корня слова, а словообразующие морфемы усваивают гораздо позже. Прилагательные появляются очень поздно. А.В Гвоздевым у детей до двух лет отмечаются лишь единичные примеры прилагательных, тогда как к этому возрасту уже в большом количестве усвоены существительные и глаголы, у которых оформляются уже некоторые грамматические категории.

Исследователи выделяют определенные периоды в формировании словообразовательных процессов в онтогенезе.

Первый период – первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2.5 –до 3.5 – 4 лет). Словообразование в этот период носит единичный характер.

Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3.5- 4 до 5.5-6 лет).

Третий период – усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5.5 – 6 лет). На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования производных слов (с предварительным речевым анализом ситуации и без опоры на него), исследователи выделяют следующие степени овладения словообразованием:

Первая ступень – Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.

Вторая ступень – Формируется начальное осознание «Форма – значение». Постепенно осуществляется формирование «Моделей – типов» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание семантического синтеза.

Третья ступень – происходит освоение «формы – семантики». Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и переходит во внутренний план. Однако в трудных и малознакомых речевых ситуациях ребенок снова прибегает к внешнему речевому анализу, проводя его , на гораздо более высоком уровне нежели раньше.

Четвертая ступень – степень развития словообразовательной компетенции настолько высока, что внешний речевой анализ уступает место внутреннему программированию; результатом мысленного анализа и синтеза являются производные слова, в большинстве случаев, совпадающие с нормами «взрослого» языка.

К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

С.Н. Цейтлин считает, что в течение определенного периода предмет и его признак еще не разделены в сознании ребенка, оценочное слово, употребляемое взрослым, а вслед за ним и ребенком, представляет собой некоторый диффузный комплекс, в котором предмет и его качество слиты, и ребенку предстоит через некоторое время их самостоятельно разделить, когда выясняется, что данный признак приложим и к другим субстанциям, а данная субстанция может характеризоваться также и другими признаками.

Первыми в онтогенезе словообразования прилагательных появляются суффиксы ласкательности и уменьшительности. А.Н. Гвоздев [13] отмечает их появление в 2 года 1 месяц. Суффиксы увеличительности (-ущ-, - ищ-) встречаются в единичных случаях в 3 года. Суффиксы принадлежности и отношения к предметам (-ин-, - ов-, -ев-) встречаются, начиная с 2 лет 3 месяцев. Позднее, в 7 лет появляется сложный суффикс – инов-. Примерно в это же время появляются суффиксы, означающие склонность к действию (-уч-, - ач-). При словообразовании прилагательных в возрасте после 5 лет не наблюдается каких - либо изменений в основах слов.

В.А Ковшиков отмечает, что «система словообразования у детей с ОНР очень ограничена, в процессе ее развития возникает много ошибок».

Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительных (подушка из пуха – «пушоная», варенье из груши –«грушиное», хвост волка – «волчин, волкин»).

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -чик,-ок, -к, очек,- ят, -енок).

Следовательно, дети с общим недоразвитием затрудняются в проведении операций словообразования, сам процесс производства слов задерживается в силу недостаточного речевого развития, во –вторых, ограниченности лексического словаря данной категории.

Таким образом, развитие словообразования в онтогенезе тесно связано с развитием познавательной деятельности ребенка, процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения сходства и различия в семантике и формально-языковых признаках родственных слов, с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение речи в целом. При формировании словообразования осуществляются сложные процессы анализа предметов, признаков, действий окружающей действительности, соотнесения их с единицами и элементами, вычленение значимых компонентов слова (морфем), соотнесение определённого значения морфемы с её звучанием, семантическим и звуковым синтезом морфем в структуре производного слова, обобщением (генерализация) и закреплением связи значения и звучания морфемы и формированием словообразовательной модели-типа. Таким образом, словообразовательные процессы в онтогенезе тесно переплетаются с когнитивными процессами, с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

”СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ СООТНЕСЁННОСТИ К ПРОДУКТАМ ПИТАНИЯ”

Закрепить навык практического употребления относительных прилагательных и согласования их с существительными в роде, числе, падеже....

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Целью данной  работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по ф...

Проект по теме: Словообразование притяжательных прилагательных с детьми, имеющими речевую патологию.

Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском сло­вотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррек­тивы в самост...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи,  учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразованияимен прилагательных у дошкольников с ОНР 1. Лингвистический аспект изучения  словообразования имен прилагательных2. Формирование...

Особенности словообразования имен прилагательных у детей с ОНР

Формирование процесса словообразования имен прилагательных у детей с ОНР занимает достаточно много времени и вызывает многочисленные трудности. При образовании слов наблюдается большое количество ошиб...