конспект логопедического занятия "Волшебный сундучок"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Занятие по автоматизации звука "р" с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Конспект логопедического  занятия

                                                 "Волшебный сундучок"

                             

Цель: автоматизировать звук «р» в словах, слогах и предложениях и чистоговорках.

Программные задачи:

Образовательные:

-  Упражнять в правильном произношении звука «р» в слогах, словах и предложениях и чистоговорках.

- Закрепить умение определять наличие и место звука «р» в словах.

-  Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм  и множественного числа существительных, согласовании числительных с существительными.

-  Расширять активный словарь детей.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать целостное восприятие, слуховое и зрительное внимание, память.        - Развивать мелкую моторику рук детей

-Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадок.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

-развивать коммуникативную функцию речи.

Оборудование:  посылка,  сундучок,  замки и ключи,  книга,  индивидуальные зеркала, мяч,  веревочки,  картинки на звук  «р» , стаканчики с шариками, су-джок шарики, мультимедийное устройство.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, практический, показ, объяснение, вопросы, указания, поощрения, повторение, упражнение.

Ход занятия:  

1.Психологический   настрой

Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем мы красивые, как в саду цветочки!

Разотрем ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем!

Улыбнемся снова,

Будем все здоровы!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте улыбнемся и подарим частичку своего тепла.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня пришла на работу и обнаружила посылку, а что же на ней написано? «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! А еще нам в детский сад пришло  от него видеообращение, давайте его послушаем.

(прослушивают видеописьмо).

Теперь стало понятно, давайте откроем посылку, да в ней сундучок с замками, о котором говорил дедушка Грамотей. Сундучок-то не простой! С семью замками, нам нужно  их открыть.

Чтобы справиться со всеми заданиями, нужно четко произносить все звуки.

Давайте потренируем наш язычок:

Чтобы четко говорить

 Нужно с язычком дружить.

Язычок знаком нам дети,

Мы его улыбкой встретим (широко улыбнуться, растянуть губы).

 

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю. 

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Зубы верхние —смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Язык — как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя«д-д-д». Темп убыстряется постепенно.Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося«дын-дын-дын» («звоночек»). 2.Стучим и произносим«т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3.Многократно произносим«а-д-д-д»«а-д-д-д»«а-д-д-д» («песенка»).

Заведем моторчик – ррррр, громче, тише.

А теперь давайте подуем в волшебный стаканчик, набираем воздух через нос и выдыхаем через рот. Какой звук мы возьмем в путешествие?

1.А вот и загадки ,которые передал нам дедушка Грамотей. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

 А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием -  один замок откроем!

Задание №1. А на ключе задание –четко проговаривать  слоги и слова со звуком «р», тренируя пальцы рук:

Ра,ро,ру.ры,

ар,ор,ур,ир,ер,яр

Завязываем узелки и придумываем слова со звуком «Р»

Отлично ,справились с заданием, вот вам и первый ключ.

 (Воспитатель с детьми «вставляет» ключ в первый  замок)

2  Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ

Он бывает баскетбольным, волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает и усталости не знает. (мяч)

Значит, ищем ключ, там где лежит мяч.

ЛОГОПЕД:  Дед Грамотей пишет, что очень любит играть в мяч. А   вы любите играть с мячом. Тогда играем. Я назову один предмет. А вы -много.

Игра « Один-много».

Рак- раки, тигр-…, радуга-…, топор-…, корова-…,сорока - ….,арбуз -….

Рыба - …., ракета -….., ромашка -…..

«Большой- маленький» Я называю большой предмет, а вы маленький.

Роза- розочка, арбуз    , ведро-    ,пирамида- , забор- …,помидор-….

Огурец-…, коробка-….

А теперь дедушка Грамотей усложняет нам задание, найти слова противоположные по смыслу.

Высокий-…, Большой- маленький, чистый- ….,широкий - …,холодный-    ,

Толстый- ….

Второй ключ тоже у нас.

3. Достаем  следующую загадку.

Что же это за окно?
В нём мультфильмы и кино,
Зоопарк и карнавал…
Выбирай любой канал!            Телевизор

А вот и еще одно задание. Посмотрите на экран и назовите все предметы, а теперь Какого предмета не стало.( презентация)

У мальчика Ромы День рождения. Посмотрите на экран и выберите игрушки,  в названии которых слышится звук «р».

Ребята, посмотрите, какого цвета все предметы на экране? (оранжевого) Назовите предметы, указывая цвет.

А здесь какого цвета предметы? (розового).Назовите предметы, указывая цвет.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение.Выполняют движения)

4.   Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

У него спина большая. И на ней он разрешает

И писать, и рисовать, и лепить, и вырезать.        (стол)

Вот и следующее задание от Дедушки Грамотея «Составьте Цепочку слов».Наша цепочка слов начинается со слова    КАРАНДАШ.  Какой последний звук в этом слове? Ищем картинку на звук «Ш»

И четвертым ключом мы откроем замок.

5.А вот и следующая подсказка, где искать пятый ключ

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

 Но чтобы с нею подружиться,

 Нужно грамоте учиться. (Книга)

Воспитатель: А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке и назовем много- много слов.

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? (Мяч, шар, кольцо, солнце,  яблоко, арбуз,лицо,глаза,пирог...)

Что бывает высоким? (столб, дерево, человек, дом, шкаф, башня, пирамида, жираф...)

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, листья, кузнечики, крокодил, платье...)

 Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, мороженое, камень, ночь...)

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирог, торт, чай, вафли...)

Молодцы,ребята, справились и с этим заданием, держите пятый ключ и открывайте замок.

6. Надо  открыть последний замок.  Слушайте загадку, чтобы найти заветный ключик.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

(су-джок шарик)

А задание здесь такое- четко проговорить чистоговорки, а мы еще и пальчики потренируем, будим готовить их к школе.

Ра-ра-ра– вот кончается  игра

Ро, Ро,ро- Роме подарили робота и ведро

Ры-ры-ры – все ключи у детворы

Ру-ру-ру-в группе продолжим мы игру.

С этим заданием вы отлично справились , держите заветный ключик, открывайте замок.

А теперь посчитайте замки и ключи.

Ребята, если вам  понравилось сегодня играть позвените в колокольчик. С какими заданиями вам легко было справиться. А какие вызвали затруднения? Пока мы с вами беседовали, мне пришло еще одно видеообращение к вам. Давайте послушаем.

Так там , оказывается, сюрприз в волшебном сундучке. Давайте его откроем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятие чудесный сундучок петрушки

конспект занятие чудесный сундучок петрушки...

Конспект НОД "Необычный сундучок"

формировать представления о традициях и обычаях народа Украины...

Конспект занятия "Бабушкин сундучок"

Конспект занятия по художественному творчеству. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "Волшебный сундучок"

Конспект нод по математике в средней группе...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КВЕСТ-ИГРЫ «СУНДУЧОК ГУДВИНА» ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Цель: выявить уровень сформированности  знаний по подготовке детей к школе. ...