Конспект НОД "Необычный сундучок"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Рудак Наталья Сергеевна

 формировать представления о традициях и обычаях народа Украины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnyy_sunduchok.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Цель: формирование элементарных представлений о традициях Украины.

Задачи: 

  • расширять представление о старинном украинском быте;
  • познакомить детей с орнаментом на элементе украинской одежде (рукавица);
  • продолжать формировать интерес к народным сказкам, их инсценировки;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • воспитывать чувство уважения к представителям других национальностей, интерес к их традициям и культуре;

Предварительная работа: дать детям понятие смысла новых слов – лучина, небосвод, посиделки, рукоделие.

Планируемые результаты:

  • проявления положительных эмоций (радость, интерес) при инсценировки украинской народной сказки «Рукавичка»;
  • активность, доброжелательность взаимодействия с педагогом и сверстниками во время путешествия;
  • интерес к изобразительной деятельности (составление орнамента из геометрических фигур на тканевой рукавице).

Содержание организационно – образовательной деятельности

1.Вводное слово воспитателя

Ребята, сегодня мы все отправимся в увлекательное путешествие. Полетим на ковре самолете в Украинский хутор, где вечерами происходят посиделки.

                         

                              (дети проходят на ковер – самолет)

                           

                             «Над лесами, полями, над высокими горами,

                              Мы летели, и летели, и на хутор прилетели».

(Проходят в сделанную украинскую хату. Детей встречают украинские дети-куклы Андрейко и Марийка)

Воспитатель: Андрейка и Марийка приглашают вас пройти к ним в хату. Они мне рассказали:

                                Давным - давно на завалинках,

                                В светелках иль на лавочках каких,

                                Собирали посиделки пожилых и молодых.

                                При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод,

                                Говорили, песни пели и водили хоровод.

 В долгие зимние вечера собирались в одной хате бабушки, дедушки, юноши, девушки на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Как вы думаете, что такое рукоделие?

                                                (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. В старину не было телевизоров, компьютеров, и люди своими руками шили, вышивали, вязали, мастерили. Андрейка с Марийкой хотят вам показать необычный сундучок. Если произнесем слова:

              «Сундучок, сундучок открывайся, поскорей сундучок отпирайся»

узнаем, что в нем находится.

(Из сундучка достают рукоделия вышитые рушники, скатерти, рассматриваю их)

Воспитатель: Зимой холодно, люди в печке огонь разжигали, весело поленья трещали. В старину хаты освещались горящими лучинами. Что такое лучина?

                                                  (ответы детей)

Лучина – это тонкая щепа, которую вставляли в железную подставку – светец. Уютно, светло было, вот и сказки сочинялись. Все вместе просят сундучок открыться и сказку показать.

                                    (достают рукавицу, персонажей сказки).

Марийка с Андрейкой предлагают отгадать по предметам сказку. Как называется? Почему украинская сказка?

                                                   (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а давайте для Марийки и Андрейки покажем эту сказку?

Дети: давайте  

                              Инсценировка сказки «Рукавичка»

Воспитатель: Молодцы ребята.

В старину украинский народ так же любил водить хороводы. Марийка и

Андрейка приглашают вас в хоровод «На дворе мороз и ветер»

                      На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети

                                                   (ходят по кругу)

                      Ручки, ручки согревают. Ручки, ручки потирают

                      Не замерзнут ручки крошки, мы похлопаем в ладошки

                      Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем.

                                                   (хлопают в ладоши)

                      Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко

                      Вот как топать мы умеем, вот как ножки мы согреем

Воспитатель: Тепло вам, хорошо, а вот сказочным героям холодно. Остались они

в зимнюю пору без жилища. Попробуем вернуть зверятам теплую рукавичку.

Андрейка и Марийка приглашают пройти в  мастерскую, где попробуем

рукодельничать.

Посмотрите ребята рукавички чьи-то лежат:

                       Наша варежка осталась без хозяйки вот беда!

                       Заблудилась, потерялась, а вокруг нее зима.

                       Что же делать рукавичке? Нет той ручки родной,

                       Что согреет всю тряпицу своим маленьким теплом.

                       Плачет наша рукавичка, мерзнет лежа на снегу

                       И мечтает, что хозяйка прибежит за ней в пургу.

Сейчас мы украсим рукавички, и они станут домиками для сказочных героев.

                          (рассматривают образец рукавицы с орнаментом)

Украинские мастерицы  используют для создания узоров геометрические фигуры. Это придает изделиям праздничный вид. Украсим рукавички в украинском стиле?

                           (показ, объяснение воспитателя)

2.Индивидуальная работа детей

Во время работы воспитатель задает детям вопросы:

Кто потерял рукавичку? Кто нашел ее? Почему  звери прятались в рукавичке? Какая сказка похожа на украинскую народную сказку «Рукавичка?» В чем сходство и различие?

                                   (ответы детей)

3. Итог непосредственно образовательной деятельности

                                          (рассмотреть работы)

Вот сколько получилось нарядных рукавичек. Теперь у каждого сказочного героя будем свой домик. Предлагаю подарить рукавички сказочным зверятам.

                                          (дети встают в круг)

Вспомним, кто за кем из героев сказки находил рукавичку?

                                         Прибежала мышка поскребушка

(бег по кругу с проговариванием пи-пи-пи) дарят мышке рукавичку.

                                         Прискакала лягушка –попрыгушка

(подпрыгивание с приседанием) дарят лягушке рукавичку.

                                         Прибежал зайчик – побегайчик

(прыжки с продвижением вперед) дарят рукавичку зайчику

                                          Прибежала лисичка сестричка

 (ходьба по кругу) дарят рукавичку лисичке.

                                          Прибежал волчок серый бочок

(бег по кругу) дарят волку рукавичку.

                                          А вот и медведюшка батюшка

(ходьба в развалку) дарят рукавичку медведю.

Воспитатель: Всем подарили теплые рукавички. А нам пора возвращаться в детский сад

(прощаются с Андрейкой и Марийкой. Встают на ковер самолет и произносят слова:

                                     «Над высокими горами над полями над лесами

                                      Мы летели, мы летели, в детский сад все прилетели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект СРИ «Сундучок со сказками»

Сюжетно-ролевая игра; игра-драматизация....

Конспект занятия "Сундучок сказок"

конспект по развитию речи...

Математическое и сенсорное развитие . Конспект НОД "Сундучок со сказками"

Развитие логико-математического мышления детей среднего дошкольного возраста...

План – конспект «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Через проблемный ме...

Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа

Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа...

Конспект НОД "Сундучок бабушки Арины"

Помогает проявлять интерес к посещению ″Русской избы″; познавательный интерес к старинным предметам (сундуку), к русскому народному костюму....

Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки»

Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки» Задачи: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в с...