Конспект занятия "Бабушкин сундучок"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Давыденко Оксана Ивановна

Конспект занятия по художественному творчеству. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_nod_davydenko_o.i.docx902.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Бабушкин сундучок»,

подготовительная группа.

                                                                         Воспитатель Давыденко О.И.

Цель:  создание условий для формирования интереса к народной игрушке.

Задачи:

Расширить представления детей о народной игрушке;

Развивать навыки изготовления некоторых видов народных игрушек из разных материалов.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре  через образ народной игрушки.

Оборудование: сундучок с народными  игрушками; деревянные ложки; юбки и косынки для кукол; тряпичные куклы, ткань, нитки по количеству детей; мольберты с мнемотаблицами; сердечки по количеству детей; экран, проектор, ноутбук.

Ход  занятия:

(Педагог  входит в группу и здоровается с детьми)

Воспитатель: Здравствуйте девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята - молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг.

Воспитатель: Сегодня мы будем беседовать, а о чем, вы узнаете, отгадав загадку:

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

Воспитатель: А какие игрушки вы знаете?  Скажите, а для чего нужны игрушки? (ответ - игрушками играют).  А еще ими можно украшать дома, дарить друг другу. Молодцы.

Современные игрушки красивые, но очень давно игрушки были совсем другие. А вы хотите узнать, какие игрушки были раньше?

Предлагаю совершить маленькое путешествие в прошлое народных игрушек. Прошу вас присесть на стулья (раздается звук колокольчика)

Посмотрите  на экран, к нам пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим.

Бабушка:

Здравствуйте, я бабушка из сказки.

Приготовила я для вас сундучок.

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Есть ли там чудовища? Нет.

Есть ли там сокровища? Да.

А хранятся в моем сундучке игрушки, которыми играли  в давние времена дети. Я хочу вам предложить  посмотреть сундучок, в котором находятся игрушки.

Воспитатель:  Дети, давайте заглянем в бабушкин сундучок через  замочную скважину. Какую игрушку вы увидели (лошадка).  (Открывает сундучок, достает  игрушку - лошадку)

Кто из вас знает,  из чего она сделана? Взрослые лепили вот такие игрушки из глины (показ на экране)  своим детям, обжигали в печи, а потом раскрашивали их красками. Она называются дымковскими игрушками, потому что их делали в селе Дымково. Давайте вместе все скажем дымковская игрушка.

 (Презентация  «Дымковские игрушки»)

Посмотрите, какие разные игрушки:  Они яркие, разноцветные и очень красивые.

Воспитатель: Что же еще находится  в бабушкином сундучке (достает мешочек). Предлагаю угадать на ощупь, что там находится. Вы потрогайте, но не говорите, что  там лежит  (если затрудняется, предлагает вместе посмотреть, что лежит в мешочке или загадать  загадку: «Сама не ем, других  кормлю»).

Из  чего сделана ложка? Она сделана из дерева, значит она какая? (ответы детей) Правильно, она деревянная (достает куклу на ложке). Раньше делали  вот такие куклы на ложке.

Деревянные куклы совсем не похожи на современные. А как вы думаете, чем они отличаются от современных?  Правильно,  у  них нет ни рук, ни ног, нет  изображения лица. Раньше не было других кукол, и  дети играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

 Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать деревянную куклу на ложке.

     Прошу вас присесть за столы. Поставьте правильно ноги, выпрямите спину.

Возьмите ложку и наденьте на нее юбочку и косынку. Вот так (дети  надевают  юбку на резинке и завязывают косынку). Вот какие у нас интересные деревянные  куколки получились. Положите куколки  на поднос.

Воспитатель: Чтобы узнать про следующую игрушку в сундучке, надо отгадать   загадку (загадка о матрешке). 

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Посмотрите,  вот  красавица матрешка.  А из какого материала она сделана?

Правильно, матрешку делали тоже  из дерева. Матрешка появилась давно. Она была яркая, веселая и с сюрпризом внутри. В большой матрешке находятся, подскажите кто, правильно  поменьше матрешки и совсем какие,  маленькие. Именно за это ее любят все дети. Посмотрите на экран и полюбуйтесь разнообразием матрешек.

(Презентация   игрушки «Матрешка»)

Приглашаю вас на танец «Веселые матрешки» (звучит музыка, воспитатель и дети танцуют).

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к сундучку и посмотрим, есть ли там еще игрушки? Вот какая (показываю тряпичную куклу). А эта кукла, как вы думаете,  из чего сделана? (Из ткани). Эту куклу делали из лоскутков, кусочков ткани, тряпочек  и поэтому ее назвали тряпичная кукла. Давайте повторим это слово - тряпичная кукла. Потрогайте куклу  (предложить потрогать куклу).  Какая она? (теплая, мягкая)

Посмотрите на эту куколку, она называется  Кувадка. Давайте вместе со мной скажем куколка Кувадка. Ребята, посмотрите, у этой куклы нет лица. Это обереговая кукла, она оберегает ребёнка.  Раньше мама, укладывая своего малыша спать,  к нему в кроватку  клала куколку Кувадку. Это  куколка помогала малышу спокойно и крепко спать. Ребята, я вам предлагаю сделать  эту тряпичную куклу. Но прежде чем приступить к работе, предлагаю вместе со мной выполнить гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы»

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

Вот и кончилась игра.

кукол делать нам пора.

Изготовление куклы Кувадки.

У вас лежит на столе куколка Кувадка. А чем отличается куколка ваша от моей?  (ответы детей). Правильно. Предлагаю одеть ваших куколок. Сначала мы возьмем и приложим  большой кусочек ткани и обвернем ее вокруг  куколки под ручками, вот так (помощь детям). Затем возьмем одну нитку, приложим к юбке, большим пальцем придерживаем нитку и обворачиваем вокруг куклы три раза. Завязываем три узелка (помощь детям). Берем фартучек, прикладываем к куколке и завязываем три узелка сзади (помощь детям). Наша куколка готова, полюбуйтесь на нее. У нас получилась вот такая куколка Кувадка.

Работа по мнемотаблицам (таблицы).

Воспитатель: Давайте вспомним, с какими игрушками мы сегодня познакомились. Посмотрите на таблицу. Назовите,  как называется эта  игрушка? (матрешка). Из  какого материала она сделана? (из дерева) А чтобы матрешка была  красивой, что использовали? (краски). А как эти игрушки называются? (дымковские)  Из чего они  сделаны? (из глины) А чтобы  игрушки были  красивыми, что использовали? (краски). А как эти игрушки называются? (тряпичные)  Из чего они  сделаны? (из ткани) А  кто их делал и для кого? (мамы, для своих детей).

Воспитатель: Вот какой чудесный сундучок нам предложила посмотреть бабушка Настя. Дети, а сейчас подарите вот такие сердечки  той  игрушке, которая вам понравилась. (спросить у детей почему понравилась та или иная игрушка). Давайте мы с вами отправим кукол на ложках в подарок бабушке Насте. Принесите их и положите в сундучок. А я верну сундучок Бабушке Насте. Кукол-Кувадок вы возьмете с собой на память, и они будут вас оберегать. Я должна с вами  дети попрощаться и передать сундучок бабушке  Насти. До свидания. 

G:\Данные\слайд шоу с кемерова\Изображение 133.jpg

G:\Данные\слайд шоу с кемерова\Изображение 140.jpg

G:\Данные\слайд шоу с кемерова\Изображение 160.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект СРИ «Сундучок со сказками»

Сюжетно-ролевая игра; игра-драматизация....

Конспект занятия "Сундучок сказок"

конспект по развитию речи...

Математическое и сенсорное развитие . Конспект НОД "Сундучок со сказками"

Развитие логико-математического мышления детей среднего дошкольного возраста...

План – конспект «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Через проблемный ме...

Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа

Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа...

Конспект НОД "Сундучок бабушки Арины"

Помогает проявлять интерес к посещению ″Русской избы″; познавательный интерес к старинным предметам (сундуку), к русскому народному костюму....

Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки»

Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки» Задачи: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в с...